Методические рекомендации по организации работы по профилактике
ВИЧ-инфекции в учреждениях общего среднего образования
Введение.
Актуальность проблемы ВИЧ/СПИД заключается в том, что данное заболевание не является только медицинской проблемой. Её распространение, затрагивает все сферы жизни общества и касается каждого из нас. Взгляд на эпидемию как на проблему асоциальных людей (проститутки, гомосексуалисты, наркоманы) отошли в прошлое. В настоящее время ВИЧ-инфекция проникла во все слои населения, включая благополучные, не причисленные к «группам риска», но практикующие рискованное поведение.
В Республике Беларусь количество ВИЧ-инфицированных исчисляется тысячами и это лишь вершина айсберга. С каждым днем эта цифра растет. Учёные установили, что на каждый выявленный случай ВИЧ-инфекции приходится около 2-3 нераспознанных случаев. ВИЧ-инфекция поражает наиболее трудоспособную часть населения, оказывая влияние на демографические показатели (снижение рождаемости, повышение смертности).
От ВИЧ-инфекции умирают молодые родители, оставляя сиротами своих малолетних детей, забота о которых ложится на государство.
Из-за непонимания неизбежности трагического исхода болезни, ВИЧ-инфицированные женщины рожают детей, обрекая их на страдание.
ВИЧ-инфицированные и больные СПИД люди нуждаются в обеспечении лекарствами, часть которых предоставляется бесплатно, что также требует немалых экономических затрат. Значительные средства выделяются и на организацию лабораторных исследований и диагностику ВИЧ-инфекции.
Между обществом в целом, отдельными гражданами и ВИЧ-инфицированными, зачастую возникают сложные взаимоотношения.
Ввиду того, что специфические средства профилактики и лечение ВИЧ-инфекции отсутствуют, важнейшей мерой предупреждения распространения ВИЧ на территории Республики Беларусь является просвещение населения.
При осознанном отношении к своему здоровью и поведению распространение ВИЧ может быть существенно ограничено, а среди некоторых групп населения и прекращено.
Профилактика - единственное доступное и достаточно эффективное средство, которое мы можем использовать в широких масштабах, и которое может помочь населению противостоять этой болезни.
Проблема ВИЧ/СПИД остается актуальной и для Гомельской области в целом. Дети и подростки в учреждениях образования получают знания, необходимые для дальнейшей успешной жизни. В их числе должны быть и навыки безопасного поведения, позволяющего защитить себя и близких от ВИЧ-инфекции.
В настоящее время профилактика — это единственный способ ограничить распространение вируса иммунодефицита человека.
Знание путей передачи ВИЧ-инфекции поможет избежать рискованного поведения и сохранить здоровье.
Оптимально правильная организация работы в учреждении образования по ВИЧ-профилактике поможет не только избежать проблем со здоровьем, но и решить ряд других, очень важных задач в воспитании подрастающего поколения.
Учреждения общего среднего образования
- Приказом по учреждению назначается ответственный из числа членов администрации по вопросам организации работы по профилактике ВИЧ/СПИД.
- В должностные инструкции вносятся обязанности по данному
направлению работы.
3. Формируется подборка информационно-просветительских материалов, собственных наработок по проблеме ВИЧ/СПИД.
4. В раздел годового плана работы учреждения «Идеологическая и воспитательная работа» включаются мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИД, определяются конкретные сроки их проведения, ответственные за мероприятие, вносятся отметки об исполнении.
5. Организуется обучение педагогических работников через проведение семинаров и совещаний, тематических методических объединений, разрабатываются программы данных мероприятий, составляются списки присутствующих.
6. Обеспечивается проведение работы с учащимися:
а) во время учебного процесса конкретно определяются формы предоставления (доведения) учащимся информации о ВИЧ/СПИД, учитывается количество часов и название предметов, на которых они освещались;
б) при проведении воспитательных мероприятий (в том числе, в шестой школьный день, при организации работы школьных оздоровительных лагерей) также определяются формы предоставления (доведения) учащимся информации о ВИЧ/СПИД.
7. Проводится изучение степени информированности по вопросам ВИЧ/СПИД среди учащихся старших классов (анкетирование, выборочные опросы, тестирование) в начале и в конце учебного года. Анализ полученных результатов, заслушивается на родительских собраниях, либо размещается на информационных стендах, полученные данные учитываются при дальнейшем проведении информационной работы по проблеме ВИЧ.
8. Обеспечивается наличие информационно-просветительской и тематической литературы, наглядной информации в библиотеке, медпунктах (если они есть), на информационных стендах.
9. Обеспечивается тематическое наполнение сайта учреждения образования (раздел «Здоровый образ жизни» - вкладка «ВИЧ/СПИД»): для педагогов, для родителей, для учащихся.
10. Принимается участие в организации и проведении мероприятий в рамках Всемирного дня профилактики ВИЧ/СПИД, дня памяти жертв СПИДа.
11. Организовывается работа с родителями по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД.
12. При проведении информационной работы применяются различные формы, внедряются интерактивные методики, формируется волонтерское движение среди учащихся школы.
13. Организовывается освещение мероприятий в средствах массовой информации
14. Обеспечивается составление отчетов о выполнении плана работы в части реализации мероприятий государственной программы профилактики ВИЧ-инфекции с анализом проведенных мероприятий, оценкой их эффективности с учетом финансовых затрат.
15. Обобщается и транслируется эффективный опыт работы педагогов-предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, специалистов социально-педагогической и психологической службы по профилактике ВИЧ/СПИД.
16. Итоги работы анализируются ежегодно на административных совещаниях (у директора, заместителя по воспитательной работе), не реже одного раза в два года – на педсовете.
Библиотеки учреждений образования
1. Назначается лицо, ответственное за планирование и выполнение работы, с внесением дополнений в функциональные обязанности (если в штате более одного человека).
2. Обеспечивается наличие тематической литературы, наглядной информации, постоянно действующей полки (выставки), каталогов, проведение выставок, конференций и других форм информационной работы для различных категорий читателей.
3. Организуется проведение информационных мероприятий для читателей, в том числе в рамках проведения профилактики ВИЧ/СПИД, дня памяти жертв СПИДа.
4. Осуществляется разработка сценарных материалов для информационных мероприятий.
5. Осуществляется подбор литературы для проведения внеклассных мероприятий.
6. Осуществляется информирование членов трудового коллектива о поступлении новых изданий, наличии статей в периодических изданиях, на интернет-порталах по вопросам профилактики ВИЧ/СПИД.
7. Организуется учет проведенных мероприятий с анализом за год и определением задач на предстоящий период.
Официальные сайты, содержащие информацию по ЗОЖ и профилактике ВИЧ-инфекции
- www.edu.by – Белорусский национальный образовательный интернет-портал;
- www.aids.by - Единый белорусский веб-портал по ВИЧ/СПИДу.
В разделе «Библиотека» открыть подраздел «Программы по профилактике ВИЧ-инфекции», на котором размещены:
Электронное пособие и программа «Профилактика ВИЧ-инфекции в учреждениях образования на основе жизненных навыков». Е. Ф. Михалевич [и др.]; под общей редакцией А.С. Никончука. – Минск: «Зорны Верасок», 2012.
ч.1. Профилактика ВИЧ-инфекции среди обучающихся I, II, III ступени обучения учреждений общего среднего образования;
ч.2. Профилактика ВИЧ-инфекции среди учащихся учреждений среднего специального и профессионально-технического образования.
-www. adu.by – НМУ «Национальный институт образования».
На сайте размещен ряд программ. Пользователю необходимо открыть раздел «Учителю», затем подраздел «Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования», затем – подраздел «Учебные программы факультативных занятий», затем «Факультативы по воспитательной работе».
1. «Культура здорового образа жизни», учебная программа факультативных занятий для IX(X) классов учреждений общего среднего образования;
2. «Мы – сами», учебная программа факультативных занятий для 5-8 классов учреждений общего среднего образования;
3. «Подготовка волонтеров к реализации подхода «равный обучает равного», учебная программа факультативных занятий для IX (X, XI) классов учреждений общего среднего образования
4. «Подготовка учащихся к семейной жизни», учебная программа факультативных занятий для X(XI) классов учреждений общего среднего образования;
5. «Основы гендерной культуры», учебная программа факультативных занятий для VIII(IX) классов учреждений общего среднего образования
- www.umk.by - ГУ «Минский областной учебно-методический центр, отдел организационно-методического обеспечения воспитательной работы (в разделе «Структура» смотреть подраздел «Отдел организационно-методического обеспечения воспитательной работы», затем подраздел «Здоровый образ жизни»);
- www.academy.edu.by - ГУО «Академия последипломного образования»; если пройти по ссылке http://www.academy.edu.by/component/content/article/45-2011-11-19-21-12-38/732-19122013.html, откроется страница «Реализация подхода «Равный обучает равного»;
- http://gmlocge.by/contact - ГУ «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»;
- www.rcheph.by/ - ГУ «Республиканский центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья» и др.
http://goub.by/?page_id=15213 – Гомельская областная универсальная библиотека имени В.И.Ленина: размещен наиболее полный список литературы, рекомендованной для использования при проведении профилактической работы.
Методист РУМК Т.А. Гренадёр