Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Чем бы вы хотели заниматься в 6-й школьный день?
Всего 99 человек
Голосование
Чего не хватает на сайте?
Всего 91 человек
Голосование
Куда бы вы хотели съездить на экскурсию?
Всего 116 человек

Школьники с девиантным поведением

Дата: 15 марта 2015 в 18:58
Автор: Кувик А. А.

                                   Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания.

 

Количество школьников, которых выделяют как уч-ся с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает. Потому что увеличивается число провоцирующих факторов, способствующих формированию отклоняющегося поведения. Понятие «девиантное» произошло от латинского  deviatio – отклонение.

Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами. Среди них важнейшее значение имеют:

Биологические факторыэто неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты,  дефекты речи и т.д.)

Психологические факторы это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в  нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающие неадекватные реакции подростка.

Социально – психологические факторы выражаются в дефектах семейного, школьного и общественного  воспитания, в их основе – игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящие к нарушению процесса социализации.

Важнейшими причинами отклонений в психосоциальном развитии ребенка могут быть неблагополучные семьи, определенные стили семейных взаимоотношений, которые ведут к формированию отклоняющегося поведения уч-ся, а именно:

*дисгармоничный стиль воспитательных и внутрисемейных отношений, когда не выработаны единый подход, общие требования к ребенку.;

*конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в ситуациях развода, длительного раздельного проживания детей и родителей;

*асоциальный стиль отношений в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематическое употребление алкоголя, наркотиков, проявление немотивированной жестокости и насилия.

 Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации.  В связи с этим невозможно отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучая семью, стиль воспитания, и особенности взаимоотношений родителей и детей.

Социально-экономические факторы включают социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной части населения, безработица и, как следствие социальную напряженность.

Морально-этические факторы проявляются в понижении морально нравственного уровня общества, отсутствие определенной системы ценностей, которая бы оказывала влияние на развитие и социализацию  личности.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы общения исчерпали себя или недоступны.

В современной педагогике выделяют 3 технологии: социально-педагогическая профилактика, психолого-педагогическое сопровождение и социально психологическая реабилитация.

Технология социально –педагогической профилактики направлена на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин или условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков. Данная технология относится к категории групповой, массовой работы. В рамках образовательного учреждения она реализуется в системе воспитательной работы.

Технология психолого-педагогического сопровождения является индивидуальной и осуществляется по запросу классного руководителя, администрации и родителей. Она включает в себя сбор информации, первичное формулирование проблемы, психолого-педагогическую диагностику, разработку рекомендаций для ребенка, родителей, классного руководителя, учителей-предметников.

В рамках общеобразовательных учреждений технология социально-психологической реабилитации не используется.

При работе с детьми девиантного поведения можно использовать следующие рекомендации.

 

                                    При взаимодействии с агрессивным ребенком

  • принимайте ребенка таким, каков он есть;
  • предъявляя к ребенку свои требования, учитывайте не свои желания, а его возможности;
  • расширяйте кругозор ребенка;
  • включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивая его значимость в выполняемом деле;
  • игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  • Бороться с агрессивностью нужно терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей и учителей. Объяснением. Подскажите ребенку, чем интересным он может заняться. Поощрением. Если вы похвалите своего воспитанника за хорошее поведение, то это пробудит в нем желание еще раз услышать эту похвалу.

 

                               Если ребенок испытывает страхи.

  • принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться;
  • развивайте в ребенке положительные эмоции, почаще дарите ему свое время и свое внимание;
  • с пониманием относитесь к переживаниям и страхам ребенка, не высмеивайте их и не пытайтесь решительными мерами искоренить этот страх;
  • заранее проигрывайте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу.

 

                           Если ребенок лжет, следуйте таким правилам:

  • чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте его за хорошие поступки;
  • если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность, выяснить причину лжи;
  • найдя возможную причину лжи, постарайтесь деликатно устранить ее так, чтобы разрешить эту проблему;
  • не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, даст оценку собственному поступку.

 

 

 

                                       ТЕОРИИ АГРЕССИВНОСТИ.

     20 век – самый агрессивный век.

Наличие некоторых гормонов влияет на появление агрессивности.

                         Теории агрессивности.

  1. Агрессивность врождённая черта характера.
  2. Агрессивность – порождение воспитания, социализации.

 

  1. Психоаналитическая теория Фрейда.

У человека заложено два основных инстинкта: «донатас» – инстинкт стремления к смерти, «натас» - инстинкт стремления к жизни (sex). Агрессивность – врождённая черта человека, поэтому всегда будут войны. Эта теория не объясняет, почему агрессия проявляется по-разному.

  1. Теория фрустрации агрессии.

Агрессия проявляется в определённых ситуациях, когда  не удовлетворяется наша потребность. Не до конца объяснила, почему люди ведут себя по-разному.

  1. Теория социального научения.

Проявление агрессии связано с окружением, социумом.

 

Этапы формирования агрессивного поведения.

  1. Присвоение индивидуумом (ребёнком) системы норм, образцов и правил поведения в процессе взаимодействия с ближайшей микросредой (семьёй).
  2. Формирование стереотипов агрессивного поведения, одобряемых семьёй и референтной группой.
  3. Наличие опыта безнаказанного насильственного поведения.
  4. Повышенная конфликтность, враждебность по отношению к другим людям при низком уровне самоконтроля. Формирование черты личности.

Признаки агрессивного поведения.

  1. Нанесение вреда физического, морального другому физическому лицу или материальному объекту.
  2. Нарушение социальных норм общества.

 

Агрессивность – это личностная позиция, свойство личности, которая заключается в деструктивных тенденциях, в готовности и предпочтении использовать насильственные средства для реализации своих целей.

Виды агрессивного поведения.

  1. Импульсивная агрессия – непосредственная реакция на ситуацию.
  2. Инструментальная агрессия – средство достижения различных, значимых для субъекта целей.
  3. Враждебная агрессия – насилие, в котором проявляются деструктивные тенденции личности человека.
  4. Мотив групповой солидарности, сплочённости.

Виды агрессивной реакции (Басса, Дарки).

  1. Физическая агрессия, нападение.
  2. Косвенная агрессия (вспышки ярости, крик, топанье ногами, злобные шутки).
  3. Склонность к раздражению, повышенная возбудимость, склонность к проявлению негативных чувств.
  4. Негативизм. Оппозиционная манера поведения от пассивного поведения до открытой борьбы.
  5. Обида, зависть и ненависть к окружающим людям.
  6. Подозрительность от недоверия до убеждения, что окружающие люди приносят вред.
  7. Вербальная агрессия (крик, ссоры, проклятия, ругань, угрозы).

Различия в агрессивности мальчиков и девочек.

Врождённая предрасположенность одинаковая. В процессе воспитания мальчики становятся более агрессивные, чем девочки, так как существует поло – ролевой стереотип в обществе.

 

                 Д Е Т С К А Я   А Г Р Е С И В Н О С Т Ь___________________

                 От рождения до одного года.

   Некоторые мамы говорят: «Он с самого рождения был агрессивный».

Если ребёнок здоров, то причина его поведения в маме. Существует тесная психологическая связь с мамой, ребёнок реагирует на раздражение, злость. Ребёнку не комфортно, плохо с мамой. Способ выражения – крик, движение телом, кусание.

    Почему кусается?

  1. Чешутся зубки.
  2. Плохо поступает молоко (сердится, так как еда имеет первоочередное значение).
  3. Неудобно держат.

Что делать?

Кормить в спокойном состоянии. Отодвинуть, посмотреть в глаза, чётко, спокойно сказать «нельзя», продолжить кормление. Устранить причину, вызвавшую укус.

 Нельзя: ругать, стыдить, угрожать.

Много эмоций + негативная реакция = испуг.

Кормление очень важно для эмоционального развития малыша, поэтому должно быть приятным. Укус может быть попыткой установить контакт с мамой. От её реакции будет зависеть сохранится  такой способ общения или нет.

   В 7 месяцев новое – кидает игрушки, дёргает за волосы, кричит. Выражает агрессию, когда взрослый мешает достичь цели.

Реакция мамы: неверная, если мама сердится. Ребёнок ещё больше кричит. Если мама наказывает, ребёнок сначала пугается и притихает, затем привыкает и не реагирует. Тупиковый путь.

    Лучше:

  1. Объяснить, почему «нельзя».
  2. Отвлечь.
  3. Спокойно разговаривать.
  4. Дать ребёнку удовлетворить любопытство.
  5. Поддерживать.
  6. Проявлять терпение, дружелюбие.

                                   Один год.

   Ребёнок исследователь. Задача родителей помогать осваивать правила поведения. Учить сдерживать гнев. Вводить запреты в разумном количестве. Нельзя бить по рукам!

                               Один – два года.

   Учить общаться. Важно общение с мамой. Если родители эмоционально холодны, ребёнок ищет внимание у других людей, часто через проявление агрессии.

                                Дошкольник.

     Агрессивное поведение может появляться в результате:

  1. Несовпадения темпераментов мамы и ребёнка.
  2. При ревности старшего ребёнка к младшему.
  3. При третировании ребёнка одним из членов семьи.
  4. При поощрении агрессивного поведения у мальчиков.

Ребёнку нужна любящая и заботливая мать. Формирует агрессию не шлепок по попе, данный в сердцах мамой, а её отчуждённость, холодность к нему.

                    Школа и агрессивность.

   Школьник от 7 до 11 лет.

Период адаптации к школе сложен. Быстрые изменения не каждый принимает, отсюда сопротивление, желание, чтобы было как прежде и как следствие агрессивные реакции: грубость, отказ выполнять требования, нервное реагирование на замечания (психуют, злятся, разбрасывают предметы, портят принадлежности).

      Начальный период опасен для развития и закрепления агрессивности. Наиболее часто ведут себя агрессивно те дети, чьи притязания на роль в коллективе выше, чем есть в действительности (причины: низкая успеваемость, телесные, поведенческие особенности, походка, привычки, печь, неумение общаться).

      Важность периода 7-8 лет в формировании агрессивности ребёнка подтверждается исследованиями. Зафиксирована зависимость между агрессивностью в 8 лет и совершёнными преступными агрессивными действиями в 30-ти летнем возрасте.

                   Самостоятельность и агрессивность.

  1. Стараются адаптироваться в мире, вне семьи, хотят подражать детям своего возраста и пола.
  2. Хотят стать более самостоятельными, независимыми от родителей.
  3. Дети готовы тратить много времени и сил на изучение окружающего мира.

Этот период остро протекает у мальчиков. Часто для того, чтобы выйти из-под опеки взрослых, они проявляют грубость.

         Что способствует развитию агрессивности?

  1. Школьная нагрузка.
  2. Учитель.
  3. Другие дети.
  4. Семья.

Школьная нагрузка.

     Агрессивное поведение – предохранительный механизм. Лишнее напряжение находит выход извне, не разрушая личность ребёнка.

         Учитель.

     Вопросы – агрессивное действие. Учитель вынужден быть агрессивным. Если добавляется грубость учителя как вербальная форма агрессии, то учитель является для ребёнка примером.

         Дети.

     В начальной школе дети достаточно жестоки друг к другу. Если учитель или лидер класса не принимают кого-то, то ребёнок становится объектом насмешек и поэтому начинает проявлять агрессию. Если не вмешаются взрослые, поведение закрепляется.

         Семья.

     Если у ребёнка нет эмоционального контакта с матерью, недостаёт любви, заботы, то ребёнок пробует различные способы, чтобы компенсировать это. На хорошие поступки такие родители часто не реагируют, воспринимая их как должное. А вот на агрессивные, анти-социальные поступки ребёнка, которые нарушают их собственное состояние или затрагивают мнение окружающих о них, реагируют быстро и эмоционально. Пусть это отрицательные эмоции (гнев, обида, раздражение), но всё же это эмоции, которых так не хватает ребёнку. Этим родители сами закрепляют негативное поведение ребёнка. В таких семьях нет образца для воспитания сочувствия и переживания, любви.

Иногда агрессивное поведение демонстрируется родителями.

                 Подросток от 12 до 16 лет.

     Формы проявления те же. Причины:

  1. Стремление к личной свободе. Не получается. Обозлённость на всех.
  2. Желают убедить весь мир, что они мужчины. Реальных возможностей нет, чтобы продемонстрировать взрослость. Кто-то начинает заниматься спортом, другие следят за телом, третьи демонстративно нарушают родительские требования.
  3. Подростки с низкой самооценкой чаще бывают агрессивны.

Подросток борется не против взрослых, а против своей зависимости от них. Необходимо научиться договариваться.

                Агрессивность и сексуальность.

      Гормональный сдвиг служит причиной полового созревания и возникновению полового влечения. Принимают проснувшуюся сексуальность на подсознательном уровне, но осмыслить не могут. Изменение в теле, чувствах вызывает дискомфорт, отсюда может появиться необоснованная грубость, повышенная импульсивность, агрессивность.

                       Статистика.

13-15 лет подростки полагают, что гнев – плохое чувство (85%), сильную злость к кому-то испытывают только плохие люди (78%), когда люди злятся, они становятся хуже (74%).

     По мнению исследователей личностного роста, принятие и конструктивное использование собственного гнева является не только привилегией зрелого человека, но и собственно показателем личностной зрелости. Запрет на выражение гнева транслируется старшим поколением (родители, учителя). Неумение проявлять отрицательные эмоции приводит к преобладанию зависимого поведения, особенно в ситуации, когда надо защитить свои права.

 

 

 

 

 

       РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ, УЧИТЕЛЯМИ.

Задача психолога познакомить с особенностями агрессивных детей, обучать способам взаимодействия.

    Психологическое просвещение, коррекция проводится через следующие формы работы:

  1. Лекции (на родительских собраниях, МО, педагогических советах).
  2. Тренинги.
  3. Индивидуальное консультирование по проблеме.
  4. Семинары и диспуты.
  5. Круглые столы.

Можно использовать следующие упражнения:

  1. Коллективный продукт (определение агрессии).
  2. Упражнение «Портрет агрессивного ребёнка».
  3. Упражнение «Мир глазами агрессивного ребёнка».
  4. Знакомство со способами выражения гнева.
  5. Упражнения на развития эмпатии.
  6. Упражнение «Письмо агрессивного ребёнка».
  7. Упражнения на релаксацию, выведения гнева.
  8. Психологический театр.

 

 

        СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С АГРЕССИВНЫМИ ДЕТЬМИ.

Стратегия несовместимых ответов. Человек не может одновременно испытывать две противоположных, несовместимых эмоции. Необходимо делать упор на проявление таких эмоций, которые не совместимы с агрессивностью:

  • эмпатия;
  • юмор;
  • лёгкая эротика, поглаживание, прижать к себе.

Необходимо способствовать поощрению альтернативных форм поведения, создавать атмосферу, которая бы вызвала сочувствие к чужой боли, стремиться в сложных высоко конфликтных ситуациях ослабить напряжение с помощью шутки, юмора, не давая ему вылиться во враждебные взаимоотношения с людьми.

      Работа с детьми.

Цели: 1. Учить выражать гнев в приемлемой форме.

          2. Обучать поведению в различных ситуациях.

          3. Развивать эмпатию, чувство доверия к людям.

  1. Уроки чтения и литературы.
  2. Сказкотерапия, притчи.
  3. Диспут.

«Крутой» = уверенное поведение + много агрессии.

«Сильная личность» = уверенное поведение + много поддержки.

  1. Упражнения из телесноориентированной терапии:

«Стиральная машина», «Дождик».

  1. Тренинговые упражнения:

«Уверенное, неуверенное, грубое поведение»

«Прогноз погоды»                              «Два барана»

«Камешек в ботинке»                        «Доброе животное»

«Спустить пар»

«Толкалки»

«Датский бокс»

«Тух – тиби - дух»

«Довольный, сердитый»

«Ворвись в круг»

«Листок гнева»

«Эмоциональный словарь»

«Маленькое привидение»

«Волшебные шарики»

«Обзывалки» 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                  Темперамент.

 

У каждого человека имеются такие качества личности, которые, будучи достаточно устойчивыми, почти не изменяются в процессе жизни. Их особенности обусловлены биологической организацией нервной системы. Индивидуальные особенности, присущие  только данному человеку, и образующие психологическую почву, на которой вырастают свойства личности, называют темпераментом.

Свойства темперамента – есть те природные данные свойства, которые определяют динамическую сторону психической деятельности  человека: скорость протекания психических процессов и их устойчивость (например, скорость восприятия, быстрота ума, длительность сосредоточения внимания), интенсивность психических процессов (например, силу эмоций, активность воли) и др.

Учет особенностей темперамента в учебно – воспитательной работе и в труде необходим. Каждый ученик имеет присущие только ему особенности и свойства темперамента. В связи с этим необходимо разумно использовать положительные и отрицательные особенности каждого типа темперамента.

 

                                                   Свойства темперамента

 

Свойства темперамента

Проявление свойств темперамента

1. темп реакций.

Быстрота или замедленность движений, походки, речи; их прерывистость или плавность, энергичность или вялость. Быстрота оценки ситуации, решения задач, преобладание импульсивности или осторожности в умственной деятельности.

2. Эмоциональная возбудимость.

Скорость возникновения и смены мимических проявлений эмоций (например, быстрота возникновения смеха)

3. реактивность

Степень выраженности непроизвольных реакций (громкий смех, бурный гнев, резкие движения, богатая мимика, жестикуляция)

4. Активность

Быстрота и легкость мобилизации волевого усилия (особенно в момент включения в дело, при преодолении трудностей, препятствий)

5. Пластичность-ригидность.

Пластичность – легкость переключения с одного дела на другое, с одного способа действий на другой, легкость привыкания к новым условиям, вступления в контакт с людьми. Ригидность характеризуется противоположными характеристиками.

6. Экстраверсия-интроверсия.

Экстраверсия - большая зависимость от внешних впечатлений, раздражителей, широта контактов с другими людьми, инициативность в общении. Интроверсия – сосредоточенность на своих переживаниях, воспоминаниях, узость контактов с другими людьми, низкая инициативность в общении.

7. Тревожность.

Степень беспокойства в различных ситуациях (например тщательно готовится к делу, советуется, усиленно контролирует себя, проявляет боязнь в непривычных условиях.

 

Обычно у человека преобладают черты какого-либо одного темперамента, но при этом могут наблюдаться и отдельные черты, свойственные другому темпераменту. Темперамент нельзя оценивать как хороший или плохой. Каждый темперамент имеет свои отрицательные и положительные проявления.

Холерик. Характерна высокая реактивность и активность, быстрый темп реакции. Отличается повышенной возбудимостью неуравновешенностью поведения, характерна цикличность активности, с увлечением берется за дело, работает с подъемом он ему трудно распределить энергию рационально, поэтому запас сил быстро истощается, настроение быстро падает. В общении с людьми холерик часто допускает резкость, вспыльчивость раздражительность, эмоциональную несдержанность, может создавать конфликтные ситуации в коллективе.

Сангвиник. Отличается повышенной активностью, темп реакций достаточно высокий, характерна большая подвижность, легко приспосабливается к новым условиям жизни. Он быстро находит контакт с людьми, общителен, весел жизнерадостен. Продуктивен при динамической и разнообразной работе. Как правило, легко усваивает учебный материал, если он интересен для него. Если же материал неинтересен или для его усвоения требуется длительная напряженная однообразная работа, то сангвиник может плохо усваивать новое.

Флегматик. Спокойный, уравновешенный, всегда ровный, настойчивый и упорный труженик жизни. В деятельности проявляет продуманность, упорство. Как правило, доводит дело до конца. Он предпочитает порядок, привычную обстановку, не любит перемен. Психические процессы у него протекают замедленно, что может мешать учебной деятельности, особенно там, где требуется быстро понять, запомнить, сделать. Ему нужно время для сосредоточения, для переключения внимания на другой объект.

Меланхолик. Отличается повышенной чувствительностью и повышенной ранимостью. Меланхолику свойственна реактивность и пониженная активность. Он редко смеется, не уверен в себе, часто и легко теряется, не доводит работу до конца. Движения вялые, говорит медленно. Он  отличается повышенной утомляемостью, но в привычной и спокойной обстановке чувствует спокойно и работает продуктивно. Склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми людьми, чувствует неловкость в новой обстановке. Он уклоняется от общественной жизни коллектива. Среди близких знакомых проявляет общительность. Много внимания уделяет нравственности, стремится к выполнению моральных норм. Главный ориентир у меланхолика – он сам. Много времени уделяет самоанализу, бывает недоверчив, подозрителен, чем часто обрекает себя на одиночество. В работе меланхолики аккуратны, исполнительны, медленно входят в новую деятельность. Хорошо работают в спокойной деловой обстановке при доброжелательном отношении к себе. Качественно выполняют работу, если она заранее подготовлена и хорошо спланирована.  Предпочитают монотонную, однообразную работу. Ошибки совершаются из-за переживаний, обид, внутреннего напряжения и неуверенности. У него хорошая концентрация и устойчивость внимания, но медленное переключение. Меланхолика следует всячески поддерживать, не обижать, не ущемлять его права, создавать хорошие условия для работы.

                

                                              Темперамент и профориентация.

 

 

Темперамент

Виды работ, которые наиболее предпочтительны для данного темперамента.

Сангвиник.

Работа, связанная с живой, подвижной деятельностью, требующая смекалки, находчивости, активности, широкого круга общения.

Флегматик

Однообразная работа, не требующая частой перестройки с одной работы на другую, где нет необходимости в быстром выполнении дела, сноровистых и разнообразных действий.

Холерик

Работа с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется на более спокойную до следующего цикла.

Меланхолик

Работа, не требующая быстрых реакций  и частой смены характера деятельности или принятия управленческих решений.

 

 

                               Особенности проявления типов темперамента учащихся

                                                в учебно-воспитательном процессе

Сангвиники и холерики не отличаются склонностью к регулярной и систематической работе, любят экспромт, предпочитают работу сразу начисто, без черновиков и других каких-либо подготовительных действий, предпочитают короткие фразы, могут работать в шуме, начинают работу с легкого, всегда готовы на штурм, мобилизацию сил, уверенны в себе, нередко решают и действуют по интуиции. В начале обучения они находятся в более выигрышной ситуации.

Меланхолики и флегматики тщательно планируют, проявляют регулярность в работе, размеренность любят черновик, конспект, предварительные записи. На уроке таким учащимся важна тишина, одиночество, они любят проговаривать про себя свои возможные ответы. В работе начинают с трудных заданий. Эти учащиеся плохо переносят штурм, риск, неожиданные ситуации, не уверенны в правильности своих ответов.

 

Темперамент

Сангвиник (кровь, жизненная сила)

Холерик (желчь)

Флегматик (слизь)

Меланхолик (черная желчь)

Образное сравнение

Бег могучего потока

Поток, мощно и стремительно свергающий свои воды с утеса

Спокойное гладкое течение многоводной реки

Ручеек, могущий превратиться в болото или бьющий фонтан.

качества

Живой, подвижный, веселый, разговорчивый, с живым воображением, впечатлительный, инициатор в общении с быстрой сменой эмоций.

Большая жизненная энергия, легко раздражается и не скоро успокаивается, вспыльчив, несдержан, не умеет владеть собой, нетерпелив, прямолинеен.

Медлительный, спокойный, терпеливый, ровный, выносливый, слабое проявление чувств, но его чувства глубокие, трудно переключается не любит перемен, тяжело привыкает к новому.

Слабое проявление чувств, замкнут, любит одиночество, «улитка» в себе, нерешителен, робок, неуверен в себе.

Деловые качества

Продуктивен на интересной работе, умеет увлекать других, поддерживает хорошую атмосферу в коллективе, не унывает в сложных обстоятельствах.

Энергичен, инициативен, азартно берется за работу, боевой, задорный, быстро решает проблемы и преодолевает трудности

Настойчивый и упорный труженик, целеустремленный продуктивный, сильно привязывается к работе, ответственный.

Вялый, может упорно работать, но в благоприятных условиях и не на пределе возможностей.

Недостатки.

Не хватает целеустремленности, не доводит начатое дело до конца.

Излишняя эмоциональность, активность, не может делать монотонную однообразную работу.

Часто пассивен, иногда равнодушен, ведет неактивный образ жизни.

См качества.

Как себя совершенствовать

Результаты будут выше, если постараться действовать целеустремленно, и дело доводить до конца.

Более критично подходить к своим действиям, чтобы не обижать окружающих.

Стараться быть максимально активным

Избегать самоанализа, не вспоминать обиды, выбирать активное хобби, переключать внимание с себя на окружающих, помогать в работе.

 

                                    Соответствие различных видов работ темпераменту учащихся.

 

темперамент

Виды работ, наиболее соответствующие данному темпераменту.

сангвиник

Работа, связанная с живой подвижной деятельностью, требующая смекалки, находчивости, активности

флегматик

Однообразная работа, не требующая частой перестройки с одной работы на другую, где нет необходимости в быстром ее выполнении, в сноровистых и разнообразных действиях.

холерик

Работа с ярко выраженной цикличностью, где напряжение сил, сменяется на менее интенсивную деятельность.

меланхолик

Работа не требующая быстрых реакций и частой смены характера деятельности или принятия управленческих решений.

 

                                                                 Рекомендации педагогам.

 

Существует несколько путей приспособления темперамента к требованиям действительности. Один из них проявляется в индивидуализации предъявляемых к человеку требований. Нужно не пытаться менять темперамент учащихся, а помогать  им  преодолевать недостатки того или иного темперамента, развивать его положительные стороны.

Так холерик должен использовать такие свои положительные качества, как активность, энергичность и сдерживать такие отрицательные проявления, как вспыльчивость, раздражительность, эмоциональную неустойчивость. От учащихся-холериков нужно постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении, аккуратности и порядка в работе.  Надо помнить, что холерик не любит однообразной кропотливой работы, при этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль за поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усиливает его возбуждение.

На учащихся – меланхоликов надо воздействовать мягко, тактично, чутко, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований еще больше затормаживает их, снижая работоспособность. На занятиях их нужно чаще спрашивать, создавать во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание преподавателей должны привлекать учащиеся – флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания т.к. они спокойны, никому не мешают. У флегматиков следует развивать недостающие им качества – подвижность, активность, важно не допускать у них потери интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие, вялость, лень и апатию.

У сангвиников нужно воспитывать настойчивость, целеустремленность, усидчивость, делание доводить начатое дело до конца, серьезное отношение к учебе, труду, другим людям. Предостеречь их от переоценке себя и своих возможностей.

 

 

                                       Акцентуации характера.

 

Характер человека проявляется в особенностях поведения личности в общении и деятельности. В нем интегрированы многие свойства личности в  их своеобразии. Характер выражает устойчивые отношения человека к различным сторонам действительности. О характере человека следует судить не только по его самооценке, но и по объективным показателям его отношения к людям, коллективу, по отношению к своей деятельности. Характер в подростковом возрасте довольно  многообразен. У молодого человека могут быть выражены доброжелательность и жестокость, отзывчивость и заносчивость, трудолюбие и лень. Своеобразие характера подростка обычно проявляется в его акцентуации, которая обусловлена социальными факторами – усложнением взаимоотношений с окружающими и физиологическими изменениями в организме. Недостаточный учет особенностей характера в этом периоде способствует возникновению конфликтных ситуаций в семье и  школьном коллективе.

 

Тип акцентуации

              Особенности типа

               Методы коррекции

1. Гипертимный

Главная особенность этого типа – постоянно приподнятое настроение, высокий жизненный тонус, активность и предприимчивость. Подростки этого типа плохо переносят дисциплинарный, авторитарный режим, отсутствие широких контактов со сверстниками. Их склонности и интересы отличаются крайним разнообразием и непостоянством.

Легко идут на контакт вследствие своей общительности. Влияние на подростка может оказать педагог, который сам является независимой самостоятельной личностью и проявляет к подростку интерес, уважение, благожелательность. Желательно обеспечить возможность широких контактов. Хорошо действует включение в группу молодежи немного старшей по возрасту. Среда общения должна быть разнообразной, с богатыми возможностями применения способностей подростка. Трудовая и учебная деятельность должна осуществляться в коллективе с возможностями  включения в разнообразные виды работы. Характер труда должен быть разнообразный, творческий, не монотонный.

2. Эпилептоидный

Характеризуется недостаточной управляемостью поведения, нетерпимостью, конфликтностью, а также вязкостью мышления, педантичностью. Подростки данного типа хорошо чувствуют себя в условиях строгого дисциплинарного режима, особенно если им удается добиться положения, дающего им определенную власть. Все их увлечения, как правило, связаны с коллекционированием, которое часто сочетается с особой тщательностью и аккуратностью.

Беседу с подростком лучше начинать с его положительных сторон - аккуратности, способности к ручному мастерству, точности расчетов, педантичности в выполнении порученного дела. Стремление заботиться о своем здоровье может быть использовано для убеждения отказаться от вредных привычек. Следует обратить внимание на то, что отрицательные черты характера – взрывчатость, склонность к злобно-раздражительному настроению могут повредить самому подростку, его здоровью, благополучию.

Необходимо отдавать предпочтение работе, требующей аккуратности и тщательности выполнения.

3. Лабильный

Отличается крайне изменчивым настроением. Интере   интересы и увлечения ограничиваются жаждой

получения новой, легко доступной информации,

не требующей критической интеллектуальной обработки, отсюда потребность во множестве поверхностных контактов, позволяющих обмениваться такой информацией, либо увлечение теми занятиями, которые являются престижными в глазах окружающих.

Нуждается в эмоциональной поддержке, близком друге-утешителе. Таким другом может стать педагог. Среда, учебная и трудовая деятельность должны быть ровными, не создавать излишнего эмоционального напряжения. Необходимо избегать насмешек, подчеркивания недостатков, неудач. Таких подростков нужно почаще хвалить и одобрять.

4. Конформный.

Главные черты этого типа – постоянная ориентация на нормы и ценности ближайшего окружения, консервативность и безынициативность. Они легко справляются с работой и могут достигнуть хороших результатов, если от них не требуется постоянной личной инициативы, четкого регламентирования и заранее известно, что и как делать в каждой ситуации.

Необходимо создание ситуаций, вовлекающих конформных подростков в положительную микросреду. Поощрять, стимулировать проявление самостоятельности, ответственности, смелости в решении вопросов. Необходима опора на положительный пример.

5. Неустойчивый

Лица этого типа слабовольны, легко внушаемы, не имеют устойчивых интересов и склонностей. Все их поступки определяются случайными внешними обстоятельствами. Но в условиях жесткого режима и дисциплины могут приобрести положительные трудовые навыки.

Слабоволие неустойчивых позволяет удерживать их в обстановке сурового и жесткого регламентированного режима. Когда безделье грозит  наказанием, а ускользнуть некуда, они смиряются и работают.

6. Истероидный

Главные черты – эгоцентризм, демонстративность и жажда постоянного внимания. Все интересы и увлечения подростков связаны с занятиями, которые позволяют оказаться в центре внимания. Они участвуют в самодеятельности, увлекаются экстравагантной одеждой, могут заниматься изучением языков, литературной деятельностью.

Подростки с этим типом характера наиболее трудны для коррекционных мероприятий. Необходимо отыскать среду, где эгоцентрические устремления могли бы быть удовлетворены безболезненно для окружающих. Например публичные выступления. Ни в коем случае нельзя «подкреплять» демонстративное поведение, оно должно встречать отрицательное отношение, но без публичного разбирательства.

Истероида можно поощрять вниманием за его положительные действия.

7. Циклоидный

Отличаются резкими сменами настроения. Характерен сниженный фон настроения, вялость упадок сил, все валится из рук. То, что легко получалось вчера, сегодня совсем не получается или требует больших усилий. В  учебе периоды активной работы сменяются безразличием к предметам. В разное время он ведет себя то как гипертим, то как гипотим.

При контакте требуется гибкая тактика в зависимости от фазы, в которой находится подросток. При подъеме необходимо действовать как с гипертимами, при спаде – ровное теплое отношение. Необходимо избегать критики и наказаний, не фиксировать внимание на неудачах. Следует на поминать о том, что скоро наступит подъем настроения.

8. Сензитивный

Основные черты – робость, стеснительность, чувство собственной неполноценности. Увлечения можно разделить на истинные, гармонирующие с их особенностями, и на те, которые им не свойственны, обусловлены реакцией гиперкомпенсации. Первая группа увлечений относится к интеллектуально-эстетическим занятиям: музыкой, шахматами и т.д. Другая группа направлена на общественную работу, либо на силовые виды спорта.

Нуждается в длительных убеждениях, опровергающих неполноценность. Желательно создание ситуаций, в которых подросток может ощутить свою необходимость другим, чувствовать свою состоятельность, достигнуть успеха в деятельности.

9 Психастенический.

Его особенности – повышенная тревожность, мнительность, трудность принятия решений. Увлечения ограничены интеллектуально - эстетическими занятиями. Интерес и профессиональные склонности, как правило, лежат в таких сферах деятельности как «человек-природа», «человек - художественный образ».

Хорошо поддаётся рациональному разубеждению. Однако склонность к самокопанию может свести все убеждения на нет,  и лишь усугубит пустые рассуждения. Необходимо поощрение живого восприятия реальной действительности. Можно рекомендовать занятия спортом, но без участия в соревнованиях.

10.Астено-невротический

Главные черты – астения, повышенная утомляемость, плохая переносимость нагрузок и напряжения, фиксация на состоянии здоровья.

Подростки с этим типом характера нуждаются в поддержке, одобрении, успокоении, также нуждаются в помощи при разрешении конфликтных ситуаций. Включение в активную деятельность должно быть постепенным. Можно начать с небольших индивидуальных поручений. Стимулирование и поощрение инициативы, волевых качеств повышает уровень самооценки подростка.

11.Шизоидный.

Особенности типа – отгороженность, замкнутость, трудность в установлении контактов со сверстниками, своеобразность и необычность занятий и увлечений. Они поражают необычностью выбора предмета увлечения – буддизм, китайские иероглифы и т.п. Им хорошо даются тонкие ручные навыки: прикладное искусство, игра на музыкальных инструментах.

С таким подростком трудно вступить в неформальный контакт. Легче это сделать, если начать разговор с его увлечений. Если подросток говорит сам, надо внимательно, не прерывая его выслушать. Избегать ситуаций, где он может стать объектом насмешек, издевательства. Можно помочь найти друга со сходным типом характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     Работа с трудными подростками.

 

Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка. Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение : «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.

 

                                         Причины возникновения «трудных» подростков

 

1. биологические причины:

  • нарушения центральной нервной системы;
  • несвоевременная диагностика умственной отсталости;
  • неравномерность полового созревания;
  • аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин  в возрасте 30 лет;
  • наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)

2. социальные причины:

  • социальный статус района;
  • пассивность общественности;
  • педагогические ошибки воспитателей;
  • неблагополучный социально – психологический климат в школе;
  • стиль преподавания в школе;
  • трудность школьных программ;
  • неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
  • воспитание детей в жестокой семье;
  • многодетные семьи;

3. психологические:

  • конфликт ролей у подростка;
  • конфликт уровня притязаний и самооценки;
  • конфликт со взрослыми;
  • конфликт со сверстниками;
  • сексуальный  конфликт;
  • неуспех ребенка в ведущей деятельности;
  • неразвитость самосознания;
  • неадекватная самооценка;
  • личностный кризис;

4. комплексные причины:

  • общесоциальные причины;
  • социально-демографические причины;
  • социально-правовые причины;
  • социально-медицинские причины;
  • организационно-управленческие причины;

 

 

 

 

                              Поведенческие реакции подростков.

 

 1. Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий.

 2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.

 3. Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности.

 4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований

 5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.

 6. Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям)

 7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников.

 

 

                                          Типичные ошибки педагогов и родителей

 

1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное  сопротивление,  но не ломать его волю.

2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.

3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.

4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.

5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного  неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.

6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.

7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.

8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы  общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.