Учащиеся с девиантным поведением: особенности воспитания.
Принципы воспитания детей с девиантным поведением:
- Принцип ориентации на позитив в поведении и характере ребёнка (сформулирован А.С.Макаренко).
Условиями реализации данного принципа являются:
- стимулирование самопознания ребёнком своих положительных черт;
- формирование нравственных чувств при самооценке своего поведения;
- постоянное педагогическое внимание к позитивным поступкам;
- доверие к ребёнку;
- формирование у ребёнка веры в возможность достижения поставленных задач;
- учёт интересов учащихся.
В практической педагогической деятельности этот принцип отражается в следующих правилах:
- преобладание позитивных оценок в анализе поведения ребёнка;
- доминирование в общении с ребёнком уважительного отношения к нему;
- постоянный поиск педагогом вариантов решения воспитательных задач;
- защита интересов ребёнка
- Принцип социальной адекватности воспитания.
Условия реализации данного принципа являются:
- учёт особенностей социального окружения ребёнка при решении воспитательных задач;
- координация взаимодействия социальных институтов, оказывающих влияние на личность ребёнка;
- коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе от средств массовых коммуникаций.
В практической деятельности педагога этот принцип отражается в следующих правилах:
- все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать;
- педагог должен корректировать негативное влияние окружающей среды на ребёнка.
- Принцип индивидуализации воспитания детей с девиантным поведением.
Этот принцип предполагает определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученика, выделение специальных задач, соответствующих его индивидуальным особенностям, как-то:
- выявление причин девиантности,
- определение особенностей включения детей в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности как в учебной, так и во внеучебной работе,
- предоставление возможности каждому ребёнку для самореализации и самораскрытия.
Условиями реализации принципа являются:
- мониторинг изменений индивидуальных качеств ребёнка;
- учёт индивидуальных качеств ребёнка;
- предоставление возможности учащимся самостоятельного выбора способов участия во внеучебной деятельности.
В практическом применении этот принцип реализуется в следующих правилах:
- работа ориентируется на каждого ребёнка;
- успех воспитательного воздействия при работе с одним ребёнком не должен негативно влиять на воспитание других;
- поиск коррекционной работы должен вестись на основе взаимодействия с ребёнком;
- постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребёнка должно определять совокупность воспитательных средств, используемых педагогами.
4.Принцип социального закаливания трудных детей.
Принцип предполагает включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, выработку определённых способов этого преодоления., адекватных индивидуальным особенностям человека, выработку социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции.
Условиями реализаций принципа социального закаливания являются:
- включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуациях;
- диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;
- стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях;
- оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях.
В практической деятельности этот принцип реализуется в следующих правилах:
- проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;
- ребенок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми: трудный путь к успеху - залог успешной жизни в дальнейшем;
- не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;
- волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;
- нельзя предусмотреть все трудности жизни, но человеку надо быть готовым к их преодолению
-самовоспитания:
- убеждение и самоубеждение (интеллектуальная сфера);
- стимулирование и мотивация (мотивационная сфера);
- внушение и самовнушение (эмоциональная сфера);
- требование и упражнение (волевая сфера);
- коррекция и самокоррекция (сфера саморегуляции);
- воспитывающие ситуации и социальные пробы – испытания (предметно-практическая сфера);
- метод дилем и рефлексия (экзистенциальная сфера).
При работе с девиациями всегда стоит задача не просто использовать один из методов, а выбрать оптимальную их совокупность.
Перечисленные требования предполагают соблюдение некоторых правил:
Правило позитивного настроя.
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека. Путь по изменению отклоняющегося от нормы поведения может оказаться длительным и напряжённым.
Правило доверительности взаимодействия.
Контакт между ребёнком и взрослым подобен мосту, который соединяет две стороны одного потока. Нет моста – нет связи, нет пути от взрослого к ребёнку и наоборот.
Правило субъективности взаимодействия.
Помочь ребёнку можно лишь в том случае, когда он будет не объектом воздействия, субъектом собственной жизни. Наша задача – именно научить ребёнка плавать, отправляя его в жизненное плаванье, а не сформировать его зависимость от себя. Первое, что необходимо добиться при изменении девиантного поведения, - сделать ребёнка заинтересованным союзником всех позитивных изменений
Правило причинности.
Разобраться с причинами отклоняющегося поведения. Конкретное поведение – это всегда следствие чего-то. Даже если оно имело ситуативные предпосылки и не являлось сознательно мотивированным, следует обратиться к поискам
Правило последовательности во взаимоотношениях.
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если менять свою позицию или слова;
Правило позитивного взаимодействия. Это правило предполагает:
1. постановку позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребёнка. Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат;
2. опору на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Нарушение поведения ребёнком независимо от того, какими причинами они обусловлены, приводят в результате критики и других негативных реакций со стороны взрослого к негативной самооценке. В этом случае девиации будут просто притягиваться, чтобы доказать свою правоту. В связи с этим достаточно важно вместе с ребёнком выявить его достоинства и ресурсы для позитивных изменений. 3. поощрение положительных изменений.
Правило привлекательной альтернативы.
Работа по изменению поведения должна сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребёнок не просто осознал негативность возникшей девиации, но и выработал формы альтернативного поведения;
Правило разумного компромисса.
Добиваясь изменений в поведении нужно стремиться к разумному компромиссу;
Правило гибкости.
Используя различные формы, способы и стратегии работы в зависимости от конкретного случая;
Правило индивидуального подхода.
Любая мера помощи будет настолько эффективной, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребёнка;
Правило системности.
При оказании психологической помощи эффективна не только прямая поддержка, но и работа по созданию воспитывающей среды;
Правило превентивности.
Легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения является оказание помощи в реализации основных потребностей ребёнка: внимания, безопасности, любви, самоуважении – ведь именно их утрата приводит к нарушению поведения.
Работа с трудными подростками.
Для подростков трудности их возраста обычно носят объективный характер, и в связи с этим, их поведение является обоснованным чаще, чем взрослые об этом догадываются. Подросток нередко оказывается в жестких рамках, которые порождены субъективностью взрослых, и возникает активное сопротивление этим требованиям, реакция протеста, которая может выразится в разнообразных отклонениях поведения. Недооценка этого приводит взрослых к мысли о нарочитости, сознательном непослушании или в злом умысле подростка. Положение взрослых более выгодно во взаимоотношениях с подростками, так как у них есть преимущество – возможность выбора линии поведения по собственному усмотрению, чего у подростка обычно нет. Непослушание у подростка принимает форму протеста, а сама ситуация - характер конфликта. Главное, что тяготит подростка в его взаимоотношениях со взрослыми – это чувство внутренней несвободы, ограничение его в деятельности. Нередко взрослые сами не в состоянии убедительно аргументировать свои запреты. Нередко решающим аргументом является то, что он старше и уже занимает какое-то положение в обществе. Часто звучит выражение : «Доживи до моих лет, а потом предъявляй свои требования» Взрослые более консервативны, чем подростки и поэтому должны допускать возможность того, что они могут быть неправыми, и надо уметь признать свою неправоту.
Причины возникновения «трудных» подростков
1. биологические причины:
- нарушения центральной нервной системы;
- несвоевременная диагностика умственной отсталости;
- неравномерность полового созревания;
- аномалия развития мальчиков, рожденных первыми у женщин в возрасте 30 лет;
- наследственная предрасположенность к отклоняющемуся от нормы поведению (алкоголь, наркомания)
2. социальные причины:
- социальный статус района;
- пассивность общественности;
- педагогические ошибки воспитателей;
- неблагополучный социально – психологический климат в школе;
- стиль преподавания в школе;
- трудность школьных программ;
- неблагополучие семьи (напряженность супружеских отношений, потеря авторитета родителей);
- воспитание детей в жестокой семье;
- многодетные семьи;
3. психологические:
- конфликт ролей у подростка;
- конфликт уровня притязаний и самооценки;
- конфликт со взрослыми;
- конфликт со сверстниками;
- сексуальный конфликт;
- неуспех ребенка в ведущей деятельности;
- неразвитость самосознания;
- неадекватная самооценка;
- личностный кризис;
4. комплексные причины:
- общесоциальные причины;
- социально-демографические причины;
- социально-правовые причины;
- социально-медицинские причины;
- организационно-управленческие причины;
Поведенческие реакции подростков.
1. Реакция эмансипации – особый тип поведения, посредством которого подросток старается высвободиться из-под опеки взрослых, прежде всего родителей и учителей. Мелочная опека, наказания путем дополнительного контроля и лишение минимальной свободы лишь обостряет конфликт и провоцирует подростков на крайние меры: уход из дома, бродяжничество, прогулы, уходы с занятий.
2. Реакция увлечения (хобби-реакция). Подростковые увлечения принимают иногда вид своеобразного «запоя», в них находят отражение как преходящие влияния моды так и формирующиеся склонности, интересы, индивидуальные способности подростков.
3. Пассивно – оборонительная реакция или реакция отказа, которая проявляется в отказе от деятельности.
4. Реакция «оппозиции» - активное непослушание, дерзость, возникает как протест против непосильных требований
5. Реакция компенсации – развивается при слабости той или иной физической или психической функции, которую компенсируют более развитой функцией. Реакция гиперкомпенсации – развитие слабой функции до степени совершенства.
6. Реакция имитации – подражание определенному образу (например, подражание не всегда положительным телевизионным или компьютерным героям)
7. Реакция группирования – стремление подростка в группу сверстников.
Типичные ошибки педагогов и родителей
1. «При уступчивости дети получают распушенное, а при постоянном противодействии – ложное воспитание» (И.Кант) При упрямстве следует оказывать подростку естественное сопротивление, но не ломать его волю.
2. В конфликте между сверстниками взрослым нельзя принимать одну из сторон, так как обе, как правило, не правы, правда где-то посередине.
3. Требование безусловного подчинения взрослым препятствует выработке собственной позиции.
4. Расширение оценки успеваемости до оценки личности. Отличная успеваемость не означает высоких личностных качеств и наоборот.
5. Нельзя захваливать и противопоставлять успехи одного неуспехам другого учащегося, так как снижается или завышается самооценка.
6. Ошибкой является предъявление неверных ответов на поставленные подростком вопросы (например, в вопросах пола). Ответы должны быть правдивыми, лишь степень детализации должна быть различной.
7. Нравоучения бесполезны – обращение к подросткам должно быть немногословным, грубость порождает только грубость.
8. В общении с подростком не должен присутствовать поучительный уничижающий тон. Ни в коем случае не допускать публичных порицаний. Когда вербальные формы общения неэффективны, используйте невербальные, опосредованные – кинофильмы, статьи, художественную литературу, метод группового обсуждения проблем.