ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«КОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ:
«ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ БАСКЕТБОЛУ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ»
Исполнитель: Бердичевец С.В. |
учитель физической культуры |
ГУО «Коленская средняя школа» |
тел 8 (02353) 75573 |
e-mail: kolnoschool@zhitkovichi.gov.by |
аг. Кольно 2024
Содержание
1. Информационный блок ………………………….…………………………..... 3 |
1.1 Название темы опыта…………………………………………………….... 3 |
1.2 Актуальность опыта………….……………………………………………… 3 |
1.3. Цели опыта…………………………………………..……………………...... 4 |
1.4. Задачи опыта ……………………………………………………………….. 4 |
1.5. Длительность работы над опытом, этапы………………………............. 5 |
2. Описание технологии опыта……………………………………...................... 5 |
2.1. Ведущая идея опыта……………………………………………………........ 5 |
2.2. Описание сути опыта……………………………………………………...... 6 |
2.2.1 Скоростно-силовые игры…………………………………………………… 7 |
2.2.2 Подвижные игры на ловкость и скорость принятия решений…………… 8 |
2.2.3 Подвижные игры на командное взаимодействие……………………....... 9 |
2.3. Результативность и эффективность опыта……………………...………… 11 |
3. Практические рекомендации……………………………………………….... 13 |
3.1. Выводы………………………………………………………………………. 13 |
3.2. Рекомендации по использованию педагогического опыта………………. 14 |
Список литературы………....………………………………………………........ 15 |
Приложения: |
Приложение 1 Подвижные игры ………. ……………… …….……………..... 16 |
Приложение 2. Разработка урока в 5 классе с использованием подвижных игр…………………………………………………………………………………. 22 Приложение 3. Разработка урока в 6 классе с использованием подвижных игр…………………………………………………………………………………. 29 |
1. Информационный блок
1.1 Название темы опыта: «Подвижные игры как эффективное средство обучения баскетболу учащихся 5-6 классов».
1.2 Актуальность опыта
Актуальность данного опыта работы заключается в том, что на современном этапе развития общества общее физическое здоровье детей ухудшается. Сравнивая показатели физической силы, подвижности, ловкости учащихся 10 лет назад и сейчас, я пришёл к неутешительному выводу, что они заметно снизились.
Это связано с тем, что учащиеся почти всё своё свободное время проводят в мире виртуального пространства, лишая возможности физическое тело укрепляться и развиваться. Если говорить о физических качествах учащихся, как о сложном комплексе биологических и психических свойств растущего организма, которые определяют силовые, скоростные и временные характеристики движения человека [3, с.16], то мы выходим на проблему формирования здорового общества в целом. Так как несвоевременное психофизическое развитие подрастающего поколения влечёт за собой формирование нездорового общества в ближайшем будущем.
Подвижные игры один из основных инструментов формирования физических качеств учащихся на II ступени общего среднего образования. А также подвижные игры позволяют развивать отдельные физические качества, отрабатывать конкретные умения и навыки [2].
Игра в баскетбол – командная игра. Её целью на школьном уровне является не только укрепление и развитие физических качеств учащихся, но и формирование умений и навыков взаимодействия учащихся между собой в дальнейшем [6, с.104]. Баскетбол учит коллективной ответственности, самостоятельности, целеустремлённости, товариществу, повышает уровень взаимодействия между учащимися, сплачивает ученический коллектив, формирует мотивацию достижений, настойчивость, положительное отношение к физической культуре и здоровью в целом. Развитие данных качеств в будущем благотворно скажется на формировании общества в целом.
Недостаточный опыт физического и социального контакта позволяет предполагать в дальнейшем лишь усугубление проблем формирования здорового общества. Снижение физической силы, трудоспособности, уровня коммуникации потенциально могут привести к проблемам общенационального уровня: дефицит на всех уровнях профессиональной трудовой деятельности. Поэтому считаю, что на текущий момент очень важно уделить особое внимание полноценному физическому воспитанию в целом. А также, по средствам обучения спортивной игре в баскетбол формировать у учащихся 5-6 классов необходимые физические, психические и социально-коммуникативные качества, которые необходимы для полноценного развития учащегося и поддержания уровня общего здоровья нации в последующем.
Таким образом, тема данного опыта затрагивает реальные проблемы, требующие решения именно сейчас. Актуальность опыта работы считаю обоснованной.
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся на II ступени общего среднего образования.
Предмет исследования: комплекс подвижных игр, направленный на обучение баскетболу учащихся 5-6 классов.
1.3 Цель опыта: обоснование эффективности использования комплекса подвижных игр для обучения баскетболу учащихся 5-6 классов.
1.4 Задачи:
- изучение теоретических и эмпирических материалов современных исследователей и педагогов по теме опыта;
- подбор и систематизация комплекса подвижных игр в соответствии возрасту учащихся;
- развитие физических качеств учащихся через подвижные игры;
- применение умений и навыков подвижных игр при игре в баскетбол;
- оценка эффективности влияния подвижных игр на формирование навыков игры в баскетбол.
1.5 Длительность работы над опытом.
Период формирования данного опыта работы включает 1 учебный год. Исследование проблемы началось в сентябре 2022 года и завершилось в июне 2023 года. Длительность исследования позволила реализовать комплекс мероприятий и оценить степень эффективности проведённой работы. Исследование проводилось с группой учащихся 5-6 классов в сравнении с предыдущими годами, с целью подтверждения валидности полученных результатов, а также с целью подтверждения эффективности проведённой работы, исключения фактора случайности полученных результатов.
2. Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Основополагающая идея данного опыта заключается в том, что игра в баскетбол является действенным инструментом для формирования физических качеств учащихся, укрепления физического и психического здоровья, воспитания гармоничной и целостной личности.
Для обучения игре в баскетбол не достаточно просто играть. Для того, чтобы учащиеся на высоком уровне освоили игру в баскетбол им необходимо обладать определённым набором физических и психических качеств [3, с.16].
Ведущая идея моего опыта состоит в использовании определённого комплекса подвижных игр для эффективного освоения элементов игры в баскетбол. Наработка элементов игры, развитие определённых групп мышц, подвижности, скорости реакции, скорости принятия решений в критических и стрессовых игровых ситуациях – всё это возможно достичь через использование подвижных игр [8]. Кроме того, использование подвижных игр и последующая наработка отдельных навыков игры в баскетбол позволит учащимся быть успешными непосредственно в спортивной игре, что положительно скажется на игровой мотивации. Так как учащимся обычно скучно играть в ту спортивную игру, в которой они не успешны либо мало что умеют. Также подвижные игры менее продолжительны по времени и требуют меньше концентрации и приложенных усилий по временному показателю, что также играет немаловажную роль при развитии различных физических качеств. Быстротечность и игровая составляющая подвижных игр дают возможность удерживать внимание и устойчивый интерес учащихся к выполняемым физическим действиям [9, с.12-14]. Как показывает практика, учащиеся 5-6 классов быстро теряют интерес к игре в баскетбол, пока не разовьют необходимые умения и навыки игры.
Таким образом, получается, что подвижные игры являются наиболее эффективным средством для обучения игре в баскетбол учащихся 5-6 классов.
2.2 Описание сути опыта
Игра для учащихся – важное средство самовыражения, проба сил [1, с.8]. Особая эмоциональная окраска подвижных игр позволяет учащемуся испытывать радость и всплеск положительных эмоций от затраченных для достижения цели физических и интеллектуальных усилий [1, с.8].
При составлении комплекса подвижных игр для эффективного обучения игре в баскетбол я опирался на теоретические выкладки современных исследователей Н. Бузлякова, М. Цедрик, В. Новицкой, Костиковой Л. и др.
Следует понимать, что просто набор отдельных подвижных игр не принесёт положительного результата. Необходимо выстроить правильную последовательность. Разные исследователи приводят различные классификации подвижных игр. Я для себя в рамках данного опыта выделяю следующие: игры на выработку скоростно-силовых качеств, игры на ловкость и скорость принятия решений, а также подвижные игры на командное взаимодействие. Совокупность и определённая последовательность практического проведения таких игр неизменно приводит к положительным результатам при обучении игре в баскетбол учащихся 5-6 классов. В этом возрасте есть уже некоторый базис физических навыков, на который можно опираться при проведении подвижных игр [6].
Сила и скорость, ловкость и быстрота принятия решений, командная сплочённость и высокий уровень взаимодействия при игре в баскетбол являются одними из основных качественных характеристик. Поэтому проведение подвижных игр на повышение данных качеств является обязательным компонентом при обучении игре в баскетбол. Если условно поделить основную часть урока на две части, то мы получим: обучающий компонент и оздоровительно-развивающий компонент [11, с.3-4]. Обучающая часть направлена на изучение техники подвижных игр, как элементов игры в баскетбол. Оздоровительно-развивающая часть решает задачи по оптимизации функционального состояния организма учащихся, развитие двигательных способностей [11, с.4].
Подвижные игры использую от простых к сложным, постепенно добавляя нагрузку. В основном использую готовые подвижные игры. Но с годами приобретённого практического опыта, часто добавляю свои элементы, которые наиболее подходят для обучения элементам игры в баскетбол, с опорой на индивидуальные особенности учащихся и общий уровень подготовки класса.
Главное понимать, что подвижные игры отличаются от упражнений. Если убрать соревновательный компонент, то подвижная игра превратится в однообразное и не всегда интересное упражнение, что отрицательно скажется на результате.
Формат подвижной игры помимо всего прочего позволяет удерживать внимание и устойчивый интерес учащихся на протяжении всего занятия.
2.2.1 Скоростно-силовые игры
Для развития скоростно силовых качеств, при обучении игре в баскетбол использую такие подвижные игры как «Паровозик», «Перетягивание», «Броски с трех точек по кольцу», «С отскоком от щита», «Скоростное ведение мяча» и многие другие [1].
Начинаю подготовку с более простой игры «Перетягивание». Учащиеся делятся на две команды, становятся друг напротив друга. Количество игроков каждой команде нечётное. Каждой паре по очереди даётся баскетбольный мяч. Побеждает та команда, чьи игроки смогли больше раз забрать у соперника мяч. Так же для увеличения показателей силы использую подвижную авторскую игру «Дальнобойщики». Суть её заключается в том, что учащиеся делятся на две команды. Строятся по линии. Первые участники бросают из-за головы утяжелённые мячи. Вторые участники в этот момент бегут, забирают мяч в месте его падения и бросают его дальше. Следующие участники в этот момент тоже бегут и повторяют это действие на всю длину спортивного зала и обратно. Побеждает та команда, чьи участники быстрее бегут или дальше бросают.
Из более сложных комбинированных подвижных игр использую «С отскоком от щита» [1, с.11]. В трёх метрах от каждого щита или стены размещают друг за другом круги по количеству участников команды. В кругах стоят игроки. Каждый игрок бросает мяч в щит, а стоящий перед ним игрок должен его поймать, не допустив падения мяча. Побеждает команда, которая быстрее соперника без потерь мяча выполнит задание.
Как видим, такие подвижные игры позволяют развивать не только скоростно-силовые характеристики учащихся, но и способствуют отработке отдельных элементов игры в баскетбол.
2.2.2 Подвижные игры на ловкость и скорость принятия решений
Ловкость в игровых видах спорта является наиважнейшим качественным показателем характеристики игрока. На ловкости завязана такая характеристика, как техника владения мячом, маневренность. Что касается скорости принятия решений, то в баскетбол достаточно скоростная игра и требует от игроков быстроты мышления: как и кому отдать передачу, оценить, кто в более выгодной позиции для броска. Поэтому использование подвижных игр на выработку именно этих качественных характеристик учащихся является неотъемлемым компонентом подготовки будущих баскетболистов. Сюда отношу игры на координацию, воспитание внимания и тактических навыков, Я использую следующие подвижные игры «Салки с мячом», «Пятнашки», «Баскетбол с надувным мячом», «Мяч среднему», «По кочкам», «Ведение двух мячей», «Ведение мяча с прохождением препятствий» [1, с.11] и многие другие. Данные подвижные игры являются тренировкой отдельных компонентов игры в баскетбол. Освоив их, учащиеся 5-6 классов при игре в баскетбол уже демонстрируют довольно хорошие игровые показатели.
При игре «Салки с мячом» два игрока – салки, передавая мяч друг другу , стараются догнать и «осалить» мячом одного из убегающих игроков. При этом нельзя бросать мяч и бежать с ним не более двух шагов. Тот, кого «запятнали», присоединяется к салкам. Игра продолжается, пока не «осалят» всех [1, с.9]. Данная игра позволяет усовершенствовать навыки передачи и ловли мяча различными способами, способствует образованию базовых тактических навыков, воспитывает внимание и координацию.
Игра «Мяч среднему» также позволяет отрабатывать отдельные элементы игры в баскетбол. Учащиеся делятся на две команды. Каждая команда образовывает свой круг: игроки становятся по кругу на расстоянии вытянутой руки. В центре круга средний, который бросает мяч и получает его обратно от каждого игрока в круге. Затем его сменяет другой игрок. Побеждает команда, последний игрок которой получает мяч от последнего стоящего в круге [1, с.10]. Игра позволяет отработать точность и быстроту передач, внимание к расположению игроков на поле.
Стоит учитывать, что в среднем школьном возраст, начиная с 10-11 лет техническое и технико-тактическое обучение и совершенствование очень тесно взаимосвязано с развитием координационных способностей [3, с.9]. Этот факт можно рассматривать как ещё одно обоснование для использования подвижных игр на формирование тактических навыков в 5-6 классах при обучении баскетболу.
2.2.3 Подвижные игры на командное взаимодействие.
Ещё одной важной составляющей процесса подготовки к игре в баскетбол выступают подвижные игры на командное сплочение. Это в большей степени психологический компонент, а не физический. Поэтому я рассматриваю его отдельно. Очень важно для баскетбольной команды наладить хороший уровень взаимодействия и взаимопонимания. Даже если собрать на площадке хорошо подготовленных физически игроков: сильных, ловких, быстрых, то из них все равно не получится команда. Это будет лишь набор отдельных игроков, обладающих определёнными качественными характеристиками. Поэтому я всегда при проведении подвижных игр использую такие формы, которые предполагают не только отработку индивидуального мастерства, но и укрепляют команду, способствуют сплочению учеников, учат их взаимопониманию на площадке и взаимодействию. Для повышения уровня командного сплочения я использую подвижные игры «Перехватчики», «Передал-садись», «Нападение пятёрками», «Мяч капитану» [1] и другие.
Игра «Перехватчики» позволяет не только отработать навыки игры в защите, совершенствование ведение мяча, броска, но и повышает уровень командного взаимодействия игроков. Суть игры состоит в том, что учащиеся делятся на две команды и становятся с мячами на лицевых линиях. Два игрока-перехватчика располагаются в центре площадки на уровне центральной линии. Задача команд преодолеть перехватчиков и атаковать кольцо, не дав до себя дотронуться перехватчикам. Перехватчики движутся по центральной линии и имеют право «осалить» игрока на расстоянии двух метров по обе стороны линии [1, с.9].
Игра «Нападают пятёрками» предназначена для отработка навыков нападения и защиты, но также очень хорошо повышает уровень командного взаимодействия и единства. Учащиеся делятся на три команды. Вторая и третья пятёрки строят под своим щитом зонные защиты. Первая пятёрка нападает на щит второй, старясь забросить мяч. Как только вторая пятёрка отбирает мяч, то в свою очередь атакуют кольцо третьей команды. Первая пятёрка в это время строит защиту под щитом второй пятёрки [1, с.10].
Таким образом, все выше перечисленные виды подвижных игр в совокупности со связующим компонентом соревновательного момента, как устойчивого мотиватора и стимулятора достижений, являются, по моему мнению, эффективным средством обучения баскетболу учащихся 5-6 классов.
2.3 Результативность и эффективность опыта
Чтобы показать результативность и эффективность данного опыта работы приведу некоторые статистические данные.
1. Статистика об учащихся, играющих в баскетбол за 2020-2023 годы.
Как видим, использование подвижных игр в сезоне 2022-2023 учебного года показала себя достаточно эффективно, способствовав резкому скачку в показателе обучения баскетболу. Приведу более конкретные данные в таблице 1.
Таблица 1 – Количественные данные об учащихся имеющих навыки игры в баскетбол.
2020-2021 |
2021-2022 |
2022-2023 |
|||
Всего учащихся 5-6 классов |
Из них играет в баскетбол |
Всего учащихся 5-6 классов |
Из них играет в баскетбол |
Всего учащихся 5-6 классов |
Из них играет в баскетбол |
23 |
4 |
19 |
5 |
18 |
16 |
Также в качестве результативности можно привести данные о создании баскетбольных команд.
Как видим, в 2020-2021 учебном году на базе 5-6 классов не было даже одной игровой пятёрки. В следующем году появилась одна игровая пятёрка. И лишь после введения в 2022-2023 учебном году подвижных игр направленных на отработку отдельных элементов баскетбола произошел качественный и количественный скачок числа обученных учащихся.
Количественные статистические данные я привёл. Теперь необходимо обратить внимание на качественные. Ежегодно, перед подготовкой к участию в районной спартакиаде, в которую входит и баскетбол, я провожу на базе учреждения образования внутренний турнир по баскетболу среди учащихся 5-11 классов. Хочу привести краткую статистику выступлений учащихся 5-6 классов за три года.
Таблица 2 – Рейтинг выступления учащихся 5-6 классов в школьном первенстве по баскетболу.
2020-2021 |
2021-2022 |
2022-2023 |
|||
Класс |
Место |
Класс |
Место |
Класс |
Место |
5 |
- |
5 |
6 |
5 |
5 |
6 |
6 |
6 |
6 |
6 |
3 |
7 |
5 |
7 |
4 |
7 |
6 |
8 |
4 |
8 |
5 |
8 |
4 |
9 |
3 |
9 |
2 |
9 |
3 |
10 |
1 |
10 |
3 |
10 |
1 |
11 |
2 |
11 |
1 |
11 |
2 |
Как видим, учащиеся 5-6 классов смогли выступить достойными соперниками даже для старшеклассников. А один из учащихся 6 класса был взят запасным игроком в состав школьной команды на районное первенство.
Также косвенным показателем результативности данного опыта можно считать тот факт, что в текущем учебном году учащиеся 5-6 классов прошлого учебного года на секции «Спортивные игры» в качестве основной игры выбрали баскетбол и продолжают успешно повышать уровень своего мастерства.
3. Практические рекомендации
3.1. Выводы
1. Изучив теоретические и эмпирические данные современных исследователей я пришёл к выводу, что использование подвижных игр активно используется при обучении игре в баскетбол. Многие исследователи говорят и приводят практические выкладки о том, что подвижные игры являются действительно эффективным средством обучения баскетболу[1, с.8].
2. В ходе реализации описанного опыта я подобрал и систематизировал подвижные игры для эффективного обучения баскетболу согласно возрасту и уровню физического развития учащихся 5-6 классов. Для этого я использовал как подвижные игры, рекомендованные современными исследователями и тренерами, педагогами, так и собственные подвижные игры, которые составил на основе собственной практики.
3. Использование подвижных игр благоприятно сказывается на формировании и развитии физических качеств учащихся: силы, скорости, ловкости, быстроты, координации. Данные факторы впоследствии благоприятно сказываются на навыках игры в баскетбол.
4. С уверенностью можно говорить о том, что умения и навыки, полученные при проведении подвижных игр, используются учащимися при игре в баскетбол. Об этом можно судить по результативности бросков и проценте попаданий в кольцо, тактических построениях команды, уровню командного взаимодействия, технике владения мячом, результатах игры.
5. Как показала реализация данного опыта, подвижные игры действительно являются эффективным средством для обучения игре в баскетбол. Достигнутые всего за год результаты на порядок выше результатов минувших годов. Самое главное – задел на будущее развитие. Освоение подвижных игр привело ребят в баскетбол не новичками, а игроками, обладающими определённым набором навыков и умений, что сделало игру интересной и мотивировало на навое достижения.
3.2. Рекомендации по использованию педагогического опыта
Данный опыт работы может быть использован в средних общеобразовательных школах при обучении игре в баскетбол учащихся 5-6 классов. Комплекс подвижных игр классифицирован по содержания и предназначается именно для учащихся 5-6 классов, у которых уже сформированы базовые физические характеристики. Использование приведённых в опыте подвижных игр позволит улучшить физические характеристики, повысить уровень командного взаимодействия, даст базовые тактические навыки игры, научит быстроте и внимательности.
Так же считаю, что использование комплекса подвижных игр из данного опыта можно использовать при необходимости коррекции одной из составляющих баскетбольной команды: физические качества, сплоченность, мотивация достижений и активация интереса к игре. С учётом изменения составляющей физической нагрузки в соответствии возрасту и общему уровню физической и психологической готовности команды.
Непосредственно при реализации данного опыта стоит следовать следующим рекомендациям:
- упражнения следует подбирать в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности учащихся; [5, c.123];
- необходима строгая последовательность в использовании подвижных игр: сложность должна повышаться при полном освоение более лёгких предыдущих этапов [10];
- при развитии координационных способностей следует учитывать, что она является комбинацией двух качеств – быстроты и точности и период ее развития находится на 8 – 13 лет [7, с. 226].
Список литературы
- Бузляков, Н. В. Цедрик, М. В. Подвижная игра как средство обучения баскетболу в школе / Н.В. Бузляков, М. В. Цедрик // Здоровый образ жизни. – 2017. - №1, - С.8-11.
- Ковалько, В. И. Поурочные разработки по физкультуре: 5 – 9кл. / В.И. Коваленко – М., 2007. – 400 с.
- Коцевенко, О. Подвижные игры для дошкольников / О. Коцевенко // Здоровый образ жизни. – 2017. - №3, С.16-23.
- Лях В.И. / Физическая культура. Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников М.Я. Виленского, В.И. Ляха. 5—9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Лях. — 9-е изд.— М.: Просвещение, 2021. — 104 с.
- Овчаров, В.С. Настольная книга учителя физической культуры: методическое пособие / В. С. Овчаров. – Минск: Сер-вит., 2008. – 200 с.
- Костикова, Л. В. Особенности обучения и тренировки баскетболистов 10-13 лет / Л.В. Костикова, А.А. Шерстюк, И.М. Григорович - М.: Физкультура и спорт, 2001. - С. 102 - 108, С. 162 – 186.
- Физическая культура: учеб. пособие под ред. Е. С. Григоровича,
В. А. Переверзева. – 4-е изд., испр. – Мн., 2014. – 350 с.
- Физкультура и ты / сост. Т. Е. Заводова, В. В. Самодумская. – Мн., 2005. – 176 с.- (Педагогическая мастерская).
- Физкульт-привет / сост. В.В. Самодумская, Ю.А. Лежнева – Мн., 2006. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).
- Физическое воспитание учащихся: методические материалы / М.В. Чечета и др. - Минск: ГУ «Республиканский учебно-методический центр физического воспитания населения», 2014. - 72 с.
- Фiзiчная культура i здароўе / Серыя «У дапамогу педагогу». Мн., № 4, 2003г.