Кольно 2023г.
Опыты проводятся учениками старших классов и показываются ученикам младших классов в рамках недели физики
Цель проведения: развитие интереса учащихся к физике
Трудно было человеку
Миллионы лет назад,
Он совсем не знал природы,
Слепо верил в чудеса,
Он всего- всего боялся
И не знал как объяснить
Бурю, гром, землетрясенье!
Трудно было ему жить.
И решил он: что ж бояться?
А не лучше ль все узнать?
Самому во все вмешаться
И до истины добраться,
В ней природу распознать!
И он думал-думал-думал
Он выдумал о природе науку нелегкую
И теперь нами всеми любимую-
Это Ф И З И К У!
О П Ы Т 1. Однажды в немецком городе Магдебурге проводился такой опыт-спектакль, в котором участвовали все жители города и 16 лошадей. Из пространства между двумя медными полушариями был откачен воздух. Для разрыва полушарий понадобилось 8 пар самых крепких лошадей. Разрыв сопровождался сильным всплеском, похожим на звук выстрела.
Мы предлагаем вам похожие полушария, их с тех пор называют «Магдебургские тарелки». Попробуйте их рассоединить. (Дети спокойно рассоединяют). А теперь откачаем из них воздух. Попробуйте теперь. (Ничего не получается). Почему?
/ Атмосферное давление не дает рассоединить тарелки /
О П Ы Т 2. «Достань монету»
Возьмем стакан, кусочек ткани и три монеты, причем две монеты одинаковые, а третья немного меньше. Разложим ткань, поставим стакан на две одинаковые монеты, а третью поместим под стакан. Нужно извлечь монету из-под стакана без посторонних предметов и не двигая стакан. Как заставить монету выйти из-под стакана?
/ Приводим ткань в движение небольшими рывками. Ткань, соприкасаясь с монетой приводит ее в движение. Монета, как и любое Телов результате инертности, сохраняет способность двигаться некоторое время без воздействия на нее других тел. Так монета «самостоятельно»выходит за край стакана. Свойство тела сохранять свою скорость в отсутствии взаимодействия с другими телами называется инертностью.
О П Ы Т 3. Вот два яйца. Одно из них вареное, другое сырое. Как узнать где вареное яйцо, а где сырое?
/ Можно оба яйца вращать. Вареное яйцо вращается быстрее и дольше. Сырое трудно даже заставить вращаться. Дело в том, что вареное яйцо вращается как твердое тело, а в сыром жидкость обладает большей инерцией. Вареное и сырое яйцо по-разному ведут себя и при остановке: вареное останавливается сразу, а сырое вращается еще некоторое время из-за инерции жидкого содержимого /
О П Ы Т 4. Возьмем стакан с водой, накроем его листом бумаги, перевернем, придерживая рукой лист, а потом уберем руку. Вода не выливается, дно не отрывается. Почему?
/ Невидимая сила атмосферного давления, приложенная к листу, проявила себя, компенсируя вес налитой воды./
О П Ы Т 5. «Подводная лодка»
Попробуем из обыкновенной картофелины сделать подводную лодку. Возьмем поллитровую стеклянную банку, опустим на ее дно сырую картофелину и нальем полбанки воды. Картофелина лежит на дне. Теперь сыплем в банку соль, размешиваем ее, насыщаем раствор, вдруг картофелина отрывается от дна банки и начинает плавать между дном и поверхностью воды. Добавим еще соли. «Лодка всплывает.
/ Сначала плотность картофеля была больше плотности воды и картофель лежал на дне банки. Потом мы уровняли плотность воды ( с помощью соли) с плотностью картофеля – картофель всплыл. Далее повысили плотность раствора – «лодка» всплывает. Потом снова снизили плотность раствора – «лодка» опускается на дно банки.
О П Ы Т 6. Возьмем по два одинаковых листа бумаги, поднимем их и опустим одновременно. Оба они практически одновременно достигают поверхности пола (или стола). А теперь один листок скомкаем. Скомканный листок достигает пола раньше. Почему?
/ Все дело в воздухе. Воздух оказывает сопротивление падающему предмету. Площадь скомканного листка меньше, значит он получает меньшее сопротивление. Еще Галилео Галилей заметил это и сделал вывод: если бы воздуха не было, то в пустоте легкое птичье перышко упадет одновременно с тяжелым камнем./
О П Ы Т 7. «Шар с кольцом»
У нас есть металлический шарик. Он свободно проходит через кольцо. А сейчас попробуем нагреть шарик и снова продеть его в кольцо. Что происходит?
/ Очень давно доказано, что все тела при нагревании расширяются. Вот и шарик, нагревшись увеличился и не может пройти через то же кольцо./
О П Ы Т 8. «Реактивный двигатель»
Возьмем обыкновенный шарик, надуваем его, завязываем и отпускаем. Под действием силы тяжести он падает вниз. А теперь, освободив отверстие шарика, отпускаем его и видим, что он движется быстрее и в другом направлении. Что заставляет шарик двигаться?
/ Шарик похож на ракету, получив импульс от выдавливаемого воздуха он движется в сторону, противоположную выбросу воздуха./
О П Ы Т 9. «Перевернутое имя»
Положим лист бумаги под край зеркала. Смотря только в зеркало, но не на бумагу, написать на ней свое имя. Посмотрите, что вы написали. (можно сделать наоборот)
/ Буквы оказались перевернутыми. Это объясняется построением изображения в зеркале/
О П Ы Т 10. «Захват яйца бутылкой»
Сворачиваем листок бумаги, поджигаем и опускаем в бутылку. Через пару секунд горлышко бутылки накрываем вареным вкрутую очищенным яйцом. Будьте внимательны! Яйцо втягивается в бутылку. Почему?
/ Воздух в бутылке нагрелся, расширился и частично вышел из бутылки, его давление уменьшилось. Атмосферное давление теперь больше, чем давление в бутылке, оно и вдавило яйцо в бутылку./
О П Ы Т 11. «Живая перчатка»
Под стеклянный колпак поместим завязанную перчатку, в которой находится немного воздуха. Начнем откачивать воздух из-под колпака. Перчатка по мере откачивания воздуха начинает двигаться и увеличиваться. Почему?
/ Поскольку давление внутри перчатки становится больше за то, что снаружи, а давление молекул воздуха внутри перчатки одинаковое во всех направлениях, то перчатка раздувается /
Литература :
- Л.А.Горев Занимательные опыты по физике
- Дженис Ван Клив. 200 экспериментов