Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Занимательные опыты по физике

Дата: 17 апреля 2019 в 14:46, Обновлено 19 октября 2024 в 12:27
Автор: Кувик А. А.

Кольно 2023г.

Опыты проводятся учениками старших классов и показываются ученикам младших классов в рамках недели физики

Цель проведения: развитие интереса учащихся к физике

                        Трудно было человеку

                        Миллионы лет назад,

                        Он совсем не знал природы,

                        Слепо верил в чудеса,

                        Он всего- всего боялся

                        И не знал как объяснить

                        Бурю, гром, землетрясенье!

                        Трудно было ему жить.

                                      И решил он: что ж бояться?

                                      А не лучше ль все узнать?

                                      Самому во все вмешаться

                                      И до истины добраться,

                                      В ней природу распознать!

                        И он думал-думал-думал

                        Он выдумал о природе науку нелегкую

                        И теперь нами всеми любимую-

                        Это Ф И З И К У!

О П Ы Т  1.   Однажды в немецком городе Магдебурге проводился такой опыт-спектакль, в котором участвовали все жители города и 16 лошадей. Из пространства между двумя медными полушариями был откачен воздух. Для разрыва полушарий понадобилось  8 пар самых крепких лошадей. Разрыв сопровождался сильным всплеском, похожим на звук выстрела.

              Мы предлагаем вам похожие полушария, их с тех пор называют «Магдебургские тарелки». Попробуйте их рассоединить. (Дети спокойно рассоединяют). А теперь откачаем из них воздух. Попробуйте теперь. (Ничего не получается). Почему?

                                   

/ Атмосферное давление не дает рассоединить тарелки /

О П Ы Т  2.    «Достань монету»

Возьмем стакан, кусочек ткани и три монеты, причем две монеты одинаковые, а третья немного меньше. Разложим ткань, поставим стакан на две одинаковые монеты, а третью поместим под стакан. Нужно извлечь монету из-под стакана без посторонних предметов и не двигая стакан. Как заставить монету выйти из-под стакана?

/ Приводим ткань в движение небольшими рывками. Ткань, соприкасаясь с монетой приводит ее в движение. Монета, как и любое Телов результате инертности, сохраняет способность двигаться некоторое время без воздействия на нее других тел. Так монета «самостоятельно»выходит за край стакана. Свойство тела сохранять свою скорость в отсутствии взаимодействия с другими телами      называется инертностью.                                                                                                                                                                                                                                   

О П Ы Т  3.   Вот два яйца. Одно из них вареное, другое сырое. Как узнать где вареное яйцо, а где сырое?

/ Можно оба яйца вращать. Вареное яйцо вращается быстрее и дольше. Сырое трудно даже заставить вращаться. Дело в том, что вареное яйцо вращается как твердое тело, а в сыром жидкость обладает большей инерцией. Вареное и сырое яйцо по-разному ведут себя и при остановке: вареное останавливается сразу, а сырое вращается еще некоторое время из-за инерции жидкого содержимого /  

О П Ы Т  4.  Возьмем стакан с водой, накроем его листом бумаги, перевернем, придерживая рукой лист, а потом уберем руку. Вода не выливается, дно не отрывается. Почему?

/ Невидимая сила атмосферного давления, приложенная к листу, проявила себя, компенсируя вес налитой воды./

О П Ы Т  5.  «Подводная лодка»

Попробуем из обыкновенной картофелины сделать подводную лодку. Возьмем поллитровую стеклянную банку, опустим на ее дно сырую картофелину и нальем полбанки воды. Картофелина лежит на дне. Теперь сыплем в банку соль, размешиваем ее, насыщаем раствор, вдруг картофелина отрывается от дна банки и начинает плавать между дном и поверхностью воды. Добавим еще соли. «Лодка всплывает.

/ Сначала плотность картофеля была больше плотности воды и картофель лежал на дне банки. Потом мы уровняли плотность воды ( с помощью соли) с плотностью картофеля – картофель всплыл. Далее повысили плотность раствора – «лодка» всплывает. Потом снова снизили плотность раствора – «лодка» опускается на дно банки.

О П Ы Т  6.  Возьмем по два одинаковых листа бумаги, поднимем их и опустим одновременно. Оба они практически одновременно достигают поверхности пола (или стола). А теперь один листок скомкаем. Скомканный листок достигает пола раньше. Почему?

/ Все дело в воздухе. Воздух оказывает сопротивление падающему предмету. Площадь скомканного листка меньше, значит он получает меньшее сопротивление. Еще Галилео Галилей заметил это и сделал вывод:  если бы воздуха не было, то в пустоте легкое птичье перышко упадет одновременно с тяжелым камнем./

О П Ы Т  7.  «Шар с кольцом»

У нас есть металлический шарик. Он свободно проходит через кольцо. А сейчас попробуем нагреть шарик и снова продеть его в кольцо. Что  происходит?

/ Очень давно доказано, что все тела при нагревании расширяются. Вот и шарик, нагревшись увеличился и не может пройти через то же кольцо./

О П Ы Т  8. «Реактивный двигатель»

Возьмем обыкновенный шарик, надуваем его, завязываем и отпускаем. Под действием силы тяжести он падает вниз. А теперь, освободив отверстие шарика, отпускаем его и видим, что он движется быстрее и в другом направлении. Что заставляет шарик двигаться?

/ Шарик похож на ракету, получив импульс от выдавливаемого воздуха он движется в сторону, противоположную выбросу воздуха./

О П Ы Т  9.    «Перевернутое имя»

Положим лист бумаги под край зеркала. Смотря только в зеркало, но не на бумагу, написать на ней свое имя. Посмотрите, что вы написали. (можно сделать наоборот)

/ Буквы оказались перевернутыми. Это объясняется построением изображения в зеркале/

О П Ы Т  10.    «Захват яйца бутылкой»

Сворачиваем листок бумаги, поджигаем и опускаем в бутылку. Через пару секунд горлышко бутылки накрываем вареным вкрутую очищенным яйцом. Будьте внимательны! Яйцо втягивается в бутылку. Почему?

 

/ Воздух в бутылке нагрелся, расширился и частично вышел из бутылки, его давление уменьшилось. Атмосферное давление теперь больше, чем давление в бутылке, оно и вдавило яйцо в бутылку./

О П Ы Т  11.   «Живая перчатка»

Под стеклянный колпак поместим завязанную перчатку, в которой находится немного воздуха. Начнем откачивать воздух из-под колпака. Перчатка по мере откачивания воздуха начинает двигаться и увеличиваться. Почему?

/ Поскольку давление внутри перчатки становится больше за то, что снаружи, а давление молекул воздуха внутри перчатки одинаковое во всех направлениях, то перчатка раздувается /

Литература :

  1. Л.А.Горев  Занимательные опыты по физике
  2. Дженис Ван Клив.     200 экспериментов
Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.