Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации педагогам по вопросам воспитания 2024-2025

Дата: 18 марта 2023 в 10:26, Обновлено 18 октября 2024 в 14:56
Автор: Кувик А. А.

Рекомендации педагогам по вопросам воспитания

Если ребенок лжет

— Любите и принимайте ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами.

— Обучая ребенка честности, будьте честны сами. Ребенок дол­жен понимать, что вы не можете смириться с ложью и всякая неправда вам чужда. Даже умолчание для вас — тоже ложь.

— Чем лучше будет ребенок чувствовать себя в вашем обще­стве, тем более хорошее представление у него сложится о себе самом и тем реже у него будет возникать желание солгать.

— Чаще хвалите, одобряйте ребенка, поощряйте за хорошие поступки.

— Если вы уверены, что ребенок лжет, постарайтесь вызвать его на откровенность и выяснить причину лжи.

— Причинами лжи могут служить следующие проблемы: нуж­да в похвале или проявлении любви взрослого; попытка скрыть свою вину; попытка избежать наказания; желание выразить свою враждебность тому, кто лжет.

— Найдя возможную причину лжи, постарайтесь действовать и помочь ребенку так, чтобы разрешить его проблему.

— Не наказывайте ребенка, если он сам сознается во лжи, дав оценку собственному поступку.

— Сделайте все от вас зависящее, чтобы у ребенка не было заниженной самооценки.

Если ребенок гипердинамичен

— Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

— Четко придерживайтесь режима дня.

— Строго разграничьте целенаправленную активность через игру. Игра обязательно должна быть со смыслом.

— Приобщайте ребенка к организованным подвижным играм, в которых он может расходовать избыточную энергию.

— Приобщайте ребенка к командным играм, где ребенок мо­жет подчиняться определенным требованиям, ставить перед со­бой цель и стремиться выполнить ее.

— Поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания.

— Ограничьте просмотр остросюжетных телепередач.

— Ограничьте количество беспокойных и шумных приятелей.

— Не принимайте у себя большое количество гостей и не хо­дите с ребенком в шумные компании.

— Хвалите ребенка в каждом случае, если он этого заслужива­ет, подчеркивайте его успехи. Это даст ребенку уверенность в сво­их силах.

— Говорите с ним сдержанно, мягко, спокойно.

— Учите его сдерживать «бурлящие» эмоции и постарайтесь не

выплескивать свои.

— Старайтесь гасить конфликты, в которых замешан ваш ре­бенок в зародыше.

— Будьте последовательны в наказаниях и поощрениях ребен­ка. Если возникла необходимость отчитать, проработать — делай­те это не грубо, а взволнованно и эмоционально.

— Наказывайте гипердинамичного ребенка только неподвиж­ностью.

— Следите за дисциплиной. Устраняйте влияние всепрощаю­щих взрослых.

Если ребенок застенчив

— Выражайте безусловное расположение ребенку.

— Общайтесь с застенчивым ребенком доброжелательным то­ном. Только такое общение не спровоцирует повышения уровня тревожности.

— Чаще поощряйте застенчивых. Поощряйте не только прояв­ление способностей и знаний, но также эмоций и чувств.

— Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не способен ее попросить.

— Заранее разъясните ребенку новую ситуацию и что от него требуется, так как застенчивые дети тревожны в непредсказуемых положениях.

— Позволяйте ребенку делать ошибки. Учите их идти на разум­ный риск и переносить поражения. Учите тому, что неудача — это либо неправильно выбранная цель, либо неправильно выбранные средства.

— Помогите застенчивым найти и оценить в себе то, что есть в них хорошего, приучая принимать похвалу без лишнего смуще­ния.

— Не предъявляйте ребенку требований, неадекватных его воз­можностям.

— Помните, что застенчивому ребенку необходима стабиль­ность во всем, ибо любые изменения для них крайне болезненны.

— Чаще прикасайтесь к ребенку, гладьте его, обнимайте. При­косновение успокаивает, лечит и стабилизирует ребенка.

—• Поощряйте совместную игру застенчивого ребенка с други-^ Детьми.

— Учите ребенка умению общаться с другими людьми. Чаще посылайте его в магазины или с какими-либо поручениями к ва­шим друзьям, соседям.

~- Общайтесь с застенчивым ребенком на уровне его роста, <sup><<глаз</sup> <sup>в</sup> глаз», т.е. в буквальном смысле склоняйтесь к нему, чтобы <sup>ваши</sup> глаза встретились в процессе разговора.

~ Всегда сами предлагайте помощь ребенку, так как он сам не ^особен ее попросить.

— Создайте атмосферу доверия в своем доме: пусть дети име­ют возможность говорить о своих проблемах открыто и безбояз­ненно.

— Будьте открыты и искренни. Не давайте обещаний, которые

не можете выполнить.

Если ребенок медлителен

— Любите и принимайте ребенка таким, каков он есть.

— Не торопите его, поощряйте, подбадривайте словом, взгля­дом, прикосновением.

— Наберитесь терпения. Работа с медлительными детьми очень утомительна и требует умения сдерживаться, не повышать голос.

— Никогда не позволяйте ребенку работать «на время». Вре­менной цейтнот категорически противопоказан медлительному ре­бенку.

— Всемерно способствуйте развитию уверенности в своих си­лах. Работайте с ним на «положительном подкреплении»: при не­удачах — подбодрите, самый ничтожный успех — подчеркните. Всегда создавайте ситуацию успеха.

— Всегда помните о том, что такому ребенку надо время «на

раскачку».

— Используйте приемы опережающего воздействия. Заранее напоминайте, создавайте условия, облегчающие ребенку выпол­нение задания в более быстром темпе.

— Привлекайте к совместной деятельности. Ребенок, заража­ясь общим настроением, стремится согласовать свои действия с действиями других.

— Стремитесь к строгому соблюдению режима дня.

— Вырабатывайте у ребенка чувство времени.

— Привлекайте ребенка к занятиям физической культурой,

ритмикой.

— Чаще переключайте внимание ребенка в процессе деятель­ности.

Если ребенок плохо запоминает

— Учите ребенка ставить цель запомнить надолго.

— При подготовке уроков чередуйте способы работы: конс­пектирование, запоминание со слуха, использование схем, диа­грамм, графиков, рисунков и т.д.

— Для того чтобы лучше запомнить текст, прочитывайте его вслух.

— Ребенок лучше запоминает тогда, когда перескажет прочи­танное.

— Во время заучивания ребенок должен понять то, что нужно запомнить.

— Для осмысления запоминаемого текста можно использовать схему: 1. О чем или о ком говорится в тексте; 2. Что об этом гово­рится. 34

— При запоминании пользуйтесь смысловыми опорами, смыс­ловым соотнесением и смысловой группировкой. Кто хорошо осмыс­ливает — хорошо запоминает и долго помнит.

— Готовить уроки следует сразу же в день объяснения нового материала, т.к. забывание активнее происходит в первые 24 часа. После математики учите историю, после физики — литературу, память любит разнообразие.

— При подготовке материала день в день следует разделять во времени понимание и запоминание.

— Лучше учить по одному часу семь дней, чем семь часов под­ряд в один день.

— Учить материал нужно в определенное время, чтобы выра­ботать режим. Вечером, перед сном, нужно повторить выученное.

— Не учите стихи по столбикам. Короткие заучивайте цели­ком, длинные разбивайте на порции.

Рекомендации

Что необходимо учитывать педагогам, чтобы процесс обучения, воспитания и развития шел более равномерно, последовательно и эффективно? 
- Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка. 
- Учитывать трудности адаптации школьника в переходные периоды.

- Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

Что необходимо грамотно осуществлять?

 - Отслеживание хода развития процессов обучения, воспитания.

 - Процесс социализации ребенка в коллективе.

Что поможет ребенку учиться успешнее?

- Психолого-педагогическая поддержка каждого ребенка.

 - Ориентация на успех.

 - Выбор личностно-ориентированных образовательных технологий.

- Наблюдение, руководство, коррекция динамики развития интеллекта, творческих способностей. 
- Приобретение учениками прочных знаний с возможностью использования их в новых ситуациях. 
 - Формирование общих учебных умений и навыков.

- Сохранение имеющегося запаса здоровья школьников в процессе получения среднего образования. 

Рекомендации классным руководителям 5-х классов.

Классный руководитель — очень значимая фигура в образовательном процессе. Жаль, если его функции - лишь добавка к неполной педагогической нагрузке. От классного руководителя всецело зависит микроклимат в классном коллективе, во многом — результаты учебной деятельности. 
Если классный руководитель сам имеет коммуникативные трудности, ему будет сложно налаживать контакты и с детьми, и с педагогами, и с родителями. Если он не является учителем по специальности, ему будет нелегко отслеживать учебный процесс, влиять на него с учетом интересов учащихся и пожеланий их родителей.

Если классный руководитель - лишь равнодушный исполнитель своих прямых функциональных обязанностей,  не «болеет» за каждого ученика душой, то кто тогда подумает о перегрузках, позаботится о сохранении здоровья ученика, побеспокоится о развитии способностей и привлечении всех потенциальных возможностей каждого ребенка, сделает все от него зависящее, чтобы развитие классного коллектива и каждого ученика в нем шло не по наклонной, не по прямой, а по возрастающей?


1. На первом родительском собрании необходимо представить новых учителей, способствовать установлению контакта родителей с ними.

2. Поддерживайте контакт с родителями учащихся (встречи, письма, телефонные звонки и т. д.). 
3. Постоянно поддерживайте контакт со школьным  психологом и социальным педагогом. 
4. Помогите новым ученикам запомнить имена и фамилии одноклассников и Ф.И.О. учителей-предметников (можно использовать визитки, таблички с именем, которые ставятся на парту на каждом уроке).

6. Познакомьтесь с условиями проживания ребенка, взаимоотношениями в семье, здоровьем ребенка (по медицинской карте ребенка).

7. Осуществите грамотное рассаживание детей в классе с учетом их индивидуальных особенностей, психологической совместимости, здоровья, пожеланий родителей.


Рекомендации учителям-предметникам.

1. Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников в выборе терминологии, подборе методических приемов.

2. Не перегружайте учеников излишними по объему домашними заданиями, дозируйте их с учетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3. Следите за темпом урока — высокий темп мешает многим детям усваивать материал. 
4. Налаживайте эмоциональный контакт с обучающимися в классе.

5. На заседаниях методических объединений, классных и общешкольных совещаниях выработайте единые требования к учащимся (соблюдайте единый орфографический режим, критерии оценок). 
6. Развивайте общие учебные умения и навыки, учите ребят правильно учиться.

7. Налаживайте эмоциональный контакт с родителями учащихся.

8. Никогда не используйте оценку как средство наказания ученика. Оценка достижений должна быть ориентацией на успех, способствовать развитию мотивации к учению, а не ее снижению. 
9. Замечайте положительную динамику в развитии каждого отдельного ученика (нельзя сравнивать «Машу с Петей», можно — «Петю вчерашнего и сегодняшнего»).

10. Развивайте навыки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признать свои ошибки. Постоянно анализируйте все плюсы и минусы в своей работе. 
11. Разнообразьте методику работы в группах, в парах, индивидуально.

12. Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, за четверть и т. д., выставляйте оценки не формально, а с учетом личностных особенностей и достижений каждого ученика.

13. Наряду с оценкой чаще используйте положительные оценочные суждения («молодец, хороший ответ, справился» и т. д.).

14. Используйте систему поощрений, а именно: фотографии лучших учеников, грамоты, благодарности родителям (письменные, устные), положительные записи в дневнике.

15. Поддерживайте контакт с классным руководителем, узнавайте о проблемах ребенка, его здоровье, семейных отношениях.

16. Не допускайте педагогического манипулирования.

17. В течение первого месяца обучения (сентябрь) используйте «бездвоечное» обучение.
18. Грамотно используйте дневник учащегося для связи с родителями.

19. Учитывайте в планировании учебной работы динамику умственной работоспособности пятиклассника в течение дня, недели.

20. Учитывайте индивидуальные психологические особенности ребенка: темперамент и связанные с ним «врабатываемость», темп, переключение, особенности внимания, двигательная активность и т.д. 

Данные рекомендации разработаны на основании пожеланий педагогам среднего звена от педагогов начальной школы и учеников пятых классов.

• Помните: идя в класс к пятиклассникам, Вы идёте на урок к детям. 
• Объясняя новый материал, не торопитесь, повторите лишний раз.

• Опирайтесь в работе с детьми на реальные их знания, умения и навыки, а не на прописанные в учебниках. 
• Создавайте ситуации успеха на уроках, чтобы дети не боялись у Вас отвечать и поверили в себя и свои силы.

• Корите ребёнка за реально совершённый в данный момент проступок, не вспоминая былое и не давая негативного прогноза на будущее.

• Будьте с детьми вежливыми.

• Вызывайте к доске по именам и только в хорошем расположении духа.

• Не используйте вызов к доске или письменную проверку знаний как средство поддержания дисциплины. 
• Успокойте ребёнка перед проверкой знаний, обнадежьте его на хороший результат. 
• Вызывая к доске, сначала проговорите задание, а потом вызывайте ребёнка, чтобы у него в голове появился план ответа. Дайте время сосредоточиться на ответе и успокоиться.

• Вызвав ребёнка к доске, дайте ему высказаться, не сбивайте его замечаниями, не имеющими отношения к объясняемому материалу.

• Вызвав ребёнка к доске и дав ему задание для выполнения, отойдите, не «стойте над душой», не смущаёте ребёнка своей непосредственной близостью к нему.

• Пресекайте попытки других детей посмеяться над неудачным ответом одноклассника.

• Когда ребёнок отвечает у доски, избегайте телесного контакта с ребёнком (погладить по голове или руке) - это сбивает их с мысли и не даёт сосредоточиться.

• Если ребёнок допустил ошибку, вызовите ему на помощь кого-либо из 
одноклассников - вдвоём у доски веселее и учитель не так серьёзен.

• Сообщать заранее критерии оценки качества знаний по вашему предмету (в начале урока, а не после ответа у доски).

• Классные руководители, уделяйте своим детям хотя бы 5-10 минут в день, даже если в этот день Вы у них ничего не проводите; просто подойдите, навестите их и поприветствуйте.

Адаптация леворукого ребенка в школе.

Леворукость – это не болезнь, не результат ошибок педагога, это один из вариантов нормального развития организма, который часто зависит от врожденных генетических особенностей строения мозга ребенка. Ни в коем случае не переучивайте ребенка. Переучивая леворукого ребенка на правую руку, можно сформировать невроз: беспокойный сон, снохождение, тики, навязчивые движения, заикание, энурез. У ребенка может сформироваться чувство ущербности, комплекс неполноценности, неумение общаться с людьми и т. п.

Для повышения эффективности обучения леворуких детей необходимо как можно чаще обращаться к возможностям правого полушария, учитывая их большую скорость и эмоциональность восприятия, обобщенность, целостность, образность, вовлечение непроизвольной памяти. Необходимо включать в учебный процесс манипулирование с макетами и моделями. Можно активизировать возможности правого полушария, используя всякого рода схемы. При обучении леворукие больше ориентируются  на чувственные ощущения (зрительные, осязательные и т. д.), а не на речь. Для лучшего понимания материала им требуется опора на предмет, рисунок, наглядное пособие. Для леворуких трудна работа в больших группах при жестко регламентированных условиях и строгом соподчинении. Им необходима собственная инициатива и интуиция, индивидуальная работа, когда нет жесткого регламента, строгого подчинения.

Уважаемые педагоги! 

            Помните, что гиперактивность — это не поведенчесая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики.

            Проблему гиперактивности невозможно решить волевыми усилиями, авторитетными указаниями и убеждениями.Гиперактивный ребенок имеет нейрофизиологические проблемы, справиться с которыми самостоятельно не может. Дисциплинарные меры воздействия в виде постоянных наказаний, замечаний, окриков, нотаций не приведут к улучшению поведения ребенка, а, скорее, ухудшат его. Эффективные результаты коррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности достигаются при оптимальном сочетании медикаментозных и немедикаментозных методов.

            Школьная программа коррекции гиперактивных детей должна опираться на когнитивную коррекцию, чтобы помочь детям справиться с трудностями в обучении. 

Рекомендации педагогам по работе с гиперактивными детьми

 1.      Игнорировать вызывающие поступки ребенка.

2.      Поощрять его хорошее поведение.

3.      Во время уроков целесообразно ограничить до минимума отвлекающие факторы.

4.      Выбор места за партой для гиперактивного ученика – в центре класса напротив доски.

5.      Предоставить возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случаях

затруднений.

6.      Занятия для него должны строиться по четко распланированному стереотипному распорядку.

7.      Гиперактивному ученику рекомендуется пользоваться специальным дневником или

календарем.

8.      Задания, предлагаемые на уроках, учителю следует писать на доске.

9.      На определенный отрезок времени дается лишь одно задание.

10.    Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде

последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей,

внося необходимые коррективы.

11.    Во время учебного дня предусматриваются возможности для двигательной «разрядки»:

занятия физическим трудом, спортивные упражнения. 

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ К УЧИТЕЛЯМ

 ДОРОГИЕ УЧИТЕЛЯ!!! Чтобы Вам было легче с нами жить, а мы Вас любили:

1.     Не загружайте нас скучной и нудной работой. Больше жизни! Больше динамики! Мы все можем!

2.     Не вздумайте давать нам длинных инструкций! На пятнадцатом слове нас больше интересует

какого цвета носки у соседа, чем ваша поучительная речь. Говорите конкретно, по делу, не более

десяти слов.

3.     Не требуйте от нас, чтобы мы были одновременно внимательными, аккуратными и усидчивыми.

Это выше наших сил!

4.     А вообще – запомните: похвала и порицание действует на нас сильнее, чем на других.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.