Новости проекта
С Новым годом и Рождеством!
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Общие рекомендации педагогам 2024-2025

Дата: 18 марта 2023 в 11:05, Обновлено 12 сентября 2024 в 09:08
Автор: Кувик А. А.

Рекомендации по профилактике эмоционального выгорания

Эмоции — это наша жизнь. Мы можем радоваться, злиться, негодовать, грустить, ненавидеть. При этом психоэмоциональные перегрузки накапливаются в организме, стрессы провоцируют эмоциональные переживания, которые выжимают остатки сил из человека и могут привести к хроническому состоянию стресса. Постепенно эмоции буквально покидают нас, в итоге остается только пустота. Что это — кризис или же просто усталость? Нет, это эмоциональное выгорание.

У людей синдром эмоционального выгорания встречается очень часто. И таких несчастных на самом деле намного больше, чем вы думаете. Можно даже сказать, что весь социум подвержен эмоциональному выгоранию. День за днем мы не получаем эмоций, а больше отдаем их, жизнь становится серой и скучной, а окружающих начинаешь воспринимать «по шаблону» — все люди одинаковые, от них ничего нового не дождешься и т. д. Часто по отношению к другим можно чувствовать агрессию или же полное безразличие.

Эмоциональное выгорание, или по-другому нервное истощение, – профессиональное «заболевание» медицинских и социальных работников, священнослужителей и психологов, сотрудников отделов опеки и попечительства и детских домов, волонтёров самых различных направлений благотворительности. Люди идут в эти профессии по зову сердца, чувствуя в себе потребность помогать людям, дарить им тепло и заботу, обладая в определённый период жизни повышенным запасом душевных сил. Однако чем больше человек отдаёт, тем больше становится запросов. Мир не совершенен. Открыв дверь в царство боли и несчастья, человек видит, насколько оно огромно и многолико. В какой-то момент становится очевидно, что сделать ещё нужно так много, а сил и душевного тепла с каждым днём остаётся всё меньше! Если в такие моменты не дать себе передышки, не пополнить запас своих душевных сил, здоровье и психическое состояние человека окажется под угрозой.

           Почему психика не выдерживает? Потому, что сталкивается с нагрузками, которые суммарно превышают ее способность к переработке. Это можно сравнить с переломом – кость не выдерживает силу удара или падения. Или, если в течение многих лет человек сидит в неудобном положении, то в какой-то момент спина начинает болеть, а спустя ещё некоторое время последствия наступают такие же, как в случае острой травмы. Психика работает благодаря целостности нейронных цепочек, которые обеспечивают устойчивость эмоциональных реакций, и если эти цепочки разрушаются под воздействием стресса, то человек теряет привычные внутренние опоры.

То есть, эмоциональное выгорание – это результат накопившегося напряжения, которое долгое время (несколько месяцев, а иногда и год) не получает разрядки в виде паузы в работе, общения с близкими людьми или духовной подпитки в форме хобби.

Эмоциональное выгорание наступает не сразу.Как развивается процесс:

1. В тот момент, когда появляется эйфория в виде "головокружения от успехов" в работе (проект удался, сделка принесла хорошую прибыль, компания начала приносить прибыль и т.д.), человек часто стремится работать больше, чтобы в следующий раз получилось еще лучше. Иногда в ущерб личной жизни, дружбе, отдыху. Ведь они не приносят прибыли и удовольствие от них слишком обыденно. Первую стадию выгорания называют так же «влюбленность» или «медовый месяц», человек настолько увлечен новой работой, «загорелся» новым проектом, новой идеей, что он не может думать ни о чем другом, говорит только об этом, всю душу вкладывает в новый проект. В этот период иммунная система мобилизуется, человек практически не болеет, возникает ощущение полета «не ходит, а парит над землей».

2. На второй стадии, которую называют «рабочая» или «недостаток топлива» человек продолжает напряжённо трудиться, но у него уже появляется усталость, повышенная утомляемость, но пока дополнительный отдых помогает ее устранить. При отсутствии дополнительной мотивации и стимулирования у работника начинает снижаться интерес к трудовой деятельности. Но на втором этапе человек может быстро привести себя в рабочее состояние, например, выпив чашку крепкого кофе или чая.

• начинается приглушение эмоций, сглаживается острота чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

  • возникают недоразумения с клиентами (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них.
  • друзья и родные обижаются, что вы вдруг меньше внимание стали им уделять.

3. На третьей стадии эмоционального выгорания, которую называют «истощение», собственно и происходит постепенное эмоциональное выгорание, если не предпринять срочно меры профилактики. Человек продолжает напряженно работать, но теперь работа уже не доставляет радости (энтузиазм, который был на первой стадии, постепенно исчезает). Человек все делает медленнее, на ту же самую работу требуется гораздо больше времени, чем на первой стадии. Накопившаяся усталость притупляет эмоции, и привести себя в рабочее состояние, например, с помощью крепкого кофе или чая становиться практически невозможно. Организм требует отдыха, но даже выходные (отпуск) не способны привести человека в рабочее состояние, появляется чувство хронической усталости. На третьей стадии:

  • ухудшается настроение - человек чувствует себя раздражительным (и это раздражение превышает причину, его вызвавшую) и ему становится труднее сдерживать негативные чувства в общении с людьми. Повышается конфликтность;
  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;
  • сужается спектр эмоциональных ощущений (так называемое уплощение аффекта), когда ничто не приносит радости, удовольствия. Как при анестезии: теряется яркость, отмечается эмоциональное отупение;
  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов — вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала — это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень;
  • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе;
  • пропадает оптимизм, желание строить долгосрочные планы;
  • притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;
  • отношения с близкими ухудшаются, и это не просто ссоры, а глубокое эмоциональное отчуждение, и, как следствие, ограничивается пространство для восстановления душевных сил. Ведь когда вы были заняты работой, вы не чувствовали, что отдаляетесь от близких, и теперь вы стали для них "дальним";
  • возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»;
  • человеку кажется, что его недооценивают, он вложил в работу «всю душу», но не чувствует никакого отклика, ему кажется, что все его заслуг на работе никто не замечает. Возможны конфликты с коллегами, может появиться зависть и чувство соперничества по отношению к успешным коллегам. Все успехи коллег воспринимаются негативно «выскочки», возможны конфликты с руководством. Появляются мысли о том, «а не пора ли сменить работу», ноги на работу «не идут». Ноги как будто становятся ватными, былая легкость походки, которая была на первой стадии, постепенно исчезает.
  • на третьей стадии очень остро ощущается нарушение баланса между давать и брать. Для того, чтобы сохранит и физическое и психо-эмоциональное здоровье этот баланс не должен нарушаться. Сколько физических и эмоциональных сил человек вложил в работу – столько же должен и получить назад:

• в виде отдыха, где нет мыслей о работе, а есть любимое хобби, или какое то любимое занятие: йога, медитация, массаж, тренажерный зал, баня, встреча с друзьями …, пусть даже компьютерная игра, главное, что бы человек мог полностью расслабиться и отвлечься от мыслей о работе. Не забывайте, что при длительном стрессе мышцы постоянно напряжены и для сохранения здоровья организму необходимо расслабление. Один день в неделю нужно полностью посвятить себе (должно быть личное пространство, где вы будете чувствовать себя комфортно и физически и эмоционально);

• в виде положительной оценки своего труда - похвалы, восхищения, просто слов поддержки. Если слов поддержки от коллег не дождаться - забудьте о гордыне и спросите у руководства прямо «понравилось ли им как вы воплотили в жизнь последний проект, довольны ли они вашей работой в целом». Вспомните как ведет себя кошка, когда хочет чтобы ее погладили, не отойдет от человека пока не получит свою порцию положительных эмоций. Учитесь у кошки! Поверьте, лучше напроситься на комплимент, чем месяцами жить с чувством, что вас недооценивают, и ваши старания никто не замечает, ведь вы не просто работали за зарплату, а вкладывали в работу всю свою душу,и должны знать, как со стороны эту работу оценивают другие. При этом не забывайте себя хвалить за каждый маленький шаг вперед: «Я сделал это! Я - молодец! У меня получилось! Я супер!!!», не даром говорят: «Сам себя не похвалишь – никто тебя не похвалит!». Можно сделать себе подарок, например, в виде шопинга, похода в салон красоты, поездки на природу, на море …. - главное чтобы эмоциональный отклик был равен потраченным эмоциональным усилиям, тогда баланс между «давать и брать» можно сохранить и эмоциональное выгорание не наступит и можно вернуться на вторую или даже первую стадию.

4. Если человек на третьей стадии не предпринимает никаких мер профилактики, наступает четвертая стадия выгорания, которую называют «кризис» или «опустошение», когда накопившийся за длительный период времени стресс проявляется уже на уровне тела - появляются телесные симптомы – бессонница, потеря аппетита, проблемы с сердцем или желудком, иммунная система становиться настолько ослабленной, что человек постоянно чувствует различные недомогания. Возможны не только проблемы со здоровьем, но и длительная затяжная депрессия. Нередко на этой стадии происходит разрыв отношений с близкими, развод. При этом на эмоциональном уровне переживаний за работу становится меньше. Работать становится проще, но любая работа выполняется уже как бы механически, без души, так как человек на этой стадии уже «эмоционально выгорел». Человек просто высиживает на работе положенное время, стремиться по возможности уйти пораньше, взять больничный. На четвертой стадии человек не получает от работы никакого удовлетворения, ходит на работу как на каторгу, не согласен задержаться после работы ни на минуту (хотя на первой стадии легко задерживался на часы, и даже брал работу на дом). Здесь вспоминается пословица: «От любви до ненависти один шаг» и этот шаг сделан… Есть желание срочно сменить работу, а лучше сразу «уйти на пенсию». На четвертой стадии человек не способен проявлять сочувствие и понимание к людям, он может эти чувства только эмитировать, появляется чувство цинизма. К клиентам человек испытывает чувство пренебрежения, специалисту на этой стадии кажется, что клиент сам виноват во всех своих проблемах, и он, безусловно, их заслуживает. По сути человек помогающей профессии на четвертой стадии становится профессионально непригодным. Дети остро чувствуют фальш, поэтому учителей на четвертой стадии эмоционального выгорания дети не любят. И тут круг замкнулся: если долгое время не поддерживать отношения (с женой, детьми, друзьями, самим собой вне работы), они не развиваются. Человек лишается какого-либо пространства, в котором он чувствует себя комфортно и безопасно, кроме работы. Но теперь именно работа становится источником негатива: чем больше работы, тем глубже и обширнее опустошение.

Симптомы профессионального выгорания:

Первая группа - психофизические симптомы:

Чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна (симптом хронической усталости);

ощущение эмоционального и физического истощения;

снижение восприимчивости и реактивности в связи с изменениями внешней среды (отсутствие реакции любопытства на фактор новизны или реакции страха на опасную ситуацию);

общая астенизация (слабость, снижение активности и энергии, ухудшение биохимии крови и гормональных показателей);

частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочнокишечного тракта;

резкая потеря или резкое увеличение веса;

полная или частичная бессонница;

постоянное заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке;

заметное снижение внешней и внутренней сенсорной чувствительности: ухудшение зрения, слуха, обоняния и осязания, потеря внутренних, телесных ощущений.

Вторая группа - социально-психологические симптомы:

Безразличие, скука, пассивность и депрессия (пониженный эмоциональный тонус, чувство подавленности); повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события; частые нервные срывы (вспышки немотивированного гнева или отказы от общения, уход в себя);

постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет (чувство вины, обиды, стыда, подозрительность, скованность);

чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности (ощущение, что «что-то не так, как надо»);

чувство гиперответственности и постоянное чувство страха, что «не получится» или «я не справлюсь»;

общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы (по типу «как ни старайся, все равно ничего не получится»).

Третья группа - поведенческие симптомы:

ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

сотрудник заметно меняет свой рабочий режим (увеличивает или сокращает время работы);

постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает; руководитель затрудняется в принятии решений;

чувство бесполезности, неверие в улучшения, снижение энтузиазма по отношению к работе, безразличие к результатам;

невыполнение важных, приоритетных задач и «застревание» на мелких деталях, не соответствующая служебным требованиям трата большей части рабочего времени на мало осознаваемое или не осознаваемое выполнение автоматических и элементарных действий;

дистанцированность от коллег и клиентов, повышение неадекватной критичности;

злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств.

Синдром эмоционального выгорания - результат стресса.

Как распознать стресс? Признаки стресса:

  1. Физические:

•общее напряжение мышц и связанные с ним боли в груди, животе, спине, шее;

•дрожь или нервный тик;

•спазмы и связанные с ними кишечные, почечные колики, запоры, понос, затрудненное глотание, головные боли, заикание;

•повышенное кровяное давление, усиленное сердцебиение.

  1. Эмоциональные:

•Беспокойство или повышенная возбудимость;

•Раздражительность, гнев, агрессивность;

•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

•Чувство беспомощности, страх.

  1. Поведенческие:

•Беспокойство или повышенная возбудимость;

•Раздражительность, гнев, агрессивность;

•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

•Чувство беспомощности, страх.

  1. Признаки стресса у детей.

•Беспокойство или повышенная возбудимость;

•Раздражительность, гнев, агрессивность;

•Невозможность сосредоточиться, путаница мыслей;

•Чувство беспомощности, страх.

Профилактика эмоционального выгорания

Эмоциональное выгорание — неприятная штука, но подвержены ему не все. Секрет здесь в том, что человеку постоянно нужны положительные эмоции. Даже если вам не нравится ваша работа, но в личной жизни или при общении с друзьями вы счастливы, то эмоциональное выгорание вам не грозит. Если же таких положительных эмоций у вас нет, вам же остается только постараться избежать эмоционального выгорания.

Самый лучший способ избежать эмоционального выгорания — это сменить место работы. Но и тут надо быть осторожным. Проанализируйте новое место работы, обратите внимание на текучку кадров. Если люди долго не задерживаются на одном месте, это тоже не говорит ни о чем хорошем.

Если же работу вы не можете или не хотите сменить, то постарайтесь хоть как-то поменять обстановку. Например, можете получить дополнительное образование. Чем дольше будут длиться курсы, тем это лучше для вас. Минимальный срок курсов должен составлять 6 месяцев.

Порой бывает так, что общение с людьми перегружает вас. Когда вы чувствуете эмоциональную перегрузку, старайтесь уединиться хотя бы на полчаса. Подумайте в тишине, разберитесь с собственными мыслями. Также можете прогуляться, если есть такая возможность.

И не забывайте о самовыражении. Все люди творческих профессий очень редко подвержены эмоциональному выгоранию. Запишитесь на курсы танцев, поиграйте в шахматы или порисуйте в свободное время. Ваши эмоции должны обязательно иметь выход. Поделитесь впечатлениями с друзьями или же родными. Если же вас не поддерживают родные и близкие, то создайте собственный круг интересов, в котором вы сможете поделиться собственными переживаниями с людьми, которые вас поймут. А это могут быть такие же люди, которым также грозит эмоциональное выгорание, только работать они должны в других компаниях.

Каждый раз, когда вы устаете от всего, окружайте себя бело-голубыми цветами и постарайтесь провести день в тишине. В такие дни организм сам будет восстанавливаться от эмоциональных перегрузок, так как механизмы саморегуляции будут включены. Старайтесь почаще делать такие «разгрузочные дни», иначе вам не избежать проблем со здоровьем.

Предотвратить синдром выгорания можно, задавая себя два простых вопроса:

1) Для чего я это делаю? Для чего я учусь в институте, для чего я пишу книгу? Какой в этом смысл? Является ли это для меня ценностью?

2) Нравится ли мне делать то, что я делаю? Люблю ли я это делать? Чувствую ли я, что это хорошо? Настолько хорошо, что я делаю это охотно? Приносит ли мне то, что я делаю, радость? Может быть, не всегда дело будет обстоять таким образом, но чувство радости и удовлетворения должно преобладать. В конечном итоге я могу задать другой, более масштабный вопрос: хочу ли я ради этого жить? Если я буду лежать на смертном одре и оглянусь назад, хочу ли я, чтобы было так, что я ради этого жил?

             Что делать, чтобы не столкнуться с эмоциональным выгоранием? Возможно, вам будут полезны превентивные меры:

 

  • Выберите время для отдыха, не реже одного дня в неделю вы будете проводить бесполезно с точки зрения прибыли.
  • Позаботьтесь о том, чтобы это время должно быть неприкосновенно. Отключите телефон и все, что может вас погрузить в работу.
  • Зафиксируйте это время и пространство (где и с кем вы будете проводить время бесполезно) в календаре. Почему время важных деловых встреч мы записываем в ежедневник, а время отдыха - нет?
  • Найдите способ переключиться на другой вид деятельности. Вот список парадоксальных занятий: начните готовить, ходите пешком, овладейте новым "бесполезным" навыком, за который вам никогда не заплатят (научитесь петь, рисовать, играть на музыкальных инструментах, играть в какую-то хитроумную игру).

И, самое главное, вспомните всех людей, с которыми вы общаетесь. Проанализируйте, кто из них вас больше всего истощает, с кем вам меньше всего хочется встречаться? Затем подумайте, можете ли вы как-то пересмотреть отношения с этими людьми в более комфортную для вас сторону. Если нет, можете ли вы исключить взаимодействие с ними из своей жизни? Если вы убеждаете себя, что почему-то обязаны с ними общаться несмотря ни на что, то задайтесь вопросом – что вынуждает вас именно так расставить приоритеты?

Когда вы честно ответите себе на эти вопросы, многое в вашей жизни изменится в лучшую сторону.

Какие качества, помогают избежать профессионального выгорания:

Во-первых:

• хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии (постоянные занятия спортом, здоровый образ жизни).

• высокая самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях.

Во-вторых:

• опыт успешного преодоления профессионального стресса;

• способность конструктивно меняться в напряженных условиях;

• высокая мобильность;

• открытость;

• общительность;

• самостоятельность;

• стремление опираться на собственные силы.

В-третьих:

• важной отличительной чертой этих людей являются способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистичные установки и ценности, как в отношении самих себя, так и других людей и жизни вообще.

 

Памятка: что нужно и чего не нужно делать при выгорании

Вполне возможно существенно уменьшить их разрушительное влияние на здоровье работающих людей. Как избежать встречи с синдромом профессионального «выгорания»:

  • Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.
  • Любите себя или, по крайней мере, старайтесь себе нравиться.
  • Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она — не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
  • Перестаньте жить за других их жизнью. Живите, пожалуйста, своей. Не вместо людей, а вместе с ними.
  • Находите время для себя. Вы имеете право не только на рабочую, но и на частную жизнь. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.
  • Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.
  • Если вам очень хочется кому-то помочь или сделать за него его работу, задайте себе вопрос: так ли уж ему это нужно? А может, он справится сам?

Что делать в ситуации, если вы заметили признаки выгорания?

Прежде всего, признать, что они есть. Трудно признаться самому себе: «я страдаю профессиональным выгоранием». Тем более что в трудных жизненных ситуациях включаются внутренние неосознаваемые механизмы защиты. Среди них – рационализация, вытеснение травматических событий, «окаменение» чувств и тела.

Люди часто оценивают эти проявления неверно – как признак собственной «силы». Некоторые защищаются от своих собственных трудных состояний и проблем при помощи ухода в активность: они стараются не думать о них (помните Скарлет с ее «Я подумаю об этом завтра»?) и полностью отдают себя работе, помощи другим людям. Помощь другим, действительно, на некоторое время может принести облегчение. Однако только на некоторое время. Ведь сверхактивность вредна, если она отвлекает внимание от помощи, в которой вы нуждаетесь сами.

Помните: блокирование своих чувств и активность, выраженные сверх меры, могут замедлить процесс вашего восстановления.

Приемы антистрессовой защиты:

  1. Отвлекайтесь:

•Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе. •Постарайтесь переключить свои мысли на другой предмет. •Оглянитесь вокруг и внимательно осмотритесь.

•Обращайте внимание на мельчайшие детали.

•Медленно, не торопясь, мысленно "переберите" все предметы один за другим в определенной последовательности. Говорите мысленно самому себе: "Коричневый письменный стол, зеленые занавески и т. п.

2. Снижайте значимость событий:

• Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.

• Используйте принцип позитивности во всем с установками, типа: "не очень-то и хотелось", "главное в жизни не это, не стоит относиться к случившемуся, как к катастрофе", и т.д.;

•"нечего себя накручивать", "хватит драматизировать";

•кто волнуется раньше, чем положено, тот волнуется больше, чем положено.

  1. Действуйте:

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.

Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:

•наведите порядок дома или на рабочем месте;

•устройте прогулку или быструю ходьбу;

•пробегитесь;

•побейте мяч или подушку и т. п.

  1. Творите:

Любая творческая работа может исцелять от переживаний:

•рисуйте;

•танцуйте;

•пойте;

•лепите;

•шейте;

•конструируйте и т. п.

  1. Выражайте эмоции:

Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Учитесь показывать эмоции, "выплескивать" их без вреда для окружающих.

Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического),

Умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

• •изображайте эмоции с помощью жестов, мимики, голоса;

• •мните, рвите бумагу;

• •кидайте предметы в мишень на стене;

• •попытайтесь нарисовать свое чувство, потом раскрасьте его, сделайте смешным или порвите;

• •поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои чувства ("Я расстроен..", "Меня это обидело..").

  1. Рефрейминг (Слово "рефрейминг" происходит от английского слова "фрейм" (рамка), так что буквально его можно перевести как переобрамление. Смены точки зрения, отношения к чему-либо, без изменения самой ситуации):

Возьмите себе за правило всякий раз, когда происходит что-то негативное, минимум три раза проводить рефрейминг:

•постарайтесь найти три позитивных последствия или выигрыша, которые можно извлечь из данной неприятности.

  1. Визуализация ресурсного состояния: Группа методов направленных на развитие способности управлять своим состоянием

Человек, в состоянии глубокого расслабления вызывает у себя какое-либо приятное воспоминание: место, время, звуки и запахи, вживается в это состояние, запоминает его и тренирует способность вызывать его по желанию.

Это состояние называется ресурсным, и научившись быстро вызывать его, может включать это состояние в трудные минуты.

  1. Кинезиологический комплекс:

•Кинезиологический комплекс упражнений.

Одна ладонь кладется на затылок, другая на лоб. Можно закрыть глаза и подумать о любой негативной ситуации актуальной для вас. Глубокий вдох – выдох. Мысленно представьте себе ситуацию еще раз, но только в положительном аспекте, обдумать и осознать то, как можно было бы данную проблему разрешить. После проявления своеобразной "пульсации" между затылочной и лобной частью самокоррекция завершается вдохом – выдохом.

К расслаблению (когда мы накапливаем энергию) относится следующее:

ü Сон (7-9 часов)

ü Транс (медитация)

ü Дыхательные упражнения

ü Энергетическая гимнастика (вот как ни странно, это расслабление – и на уровне внутренней среды)

ü Молитва

ü Нахождение в храме

ü Уединение (уединение колоссально восстанавливает силы!)

ü Визуализация цвета

ü Неспешная прогулка

ü Плавание

ü Питье воды

ü Прослушивание классической музыки (и особенно в этом смысле ценна органная музыка)

ü Ароматы (запахи леса, моря, поля, эфирных масел)

ü Массаж

ü Акупрессура

ü А еще знаете, что? Мы накапливаем энергию, когда искренно кем-то восхищаемся!

ü И конечно, прощение – от него возврат растраченной на обиду энергии приходит в двойном объеме (и если Вам хотя бы раз удалось кого-то искренно простить, Вам это хорошо известно)

ü И БЛАГОДАРНОСТЬ.

Ваше состояние может облегчить, физическая и эмоциональная поддержка от других людей. Не отказывайтесь от нее. Обсудите свою ситуацию с теми, кто, имея подобный опыт, чувствует себя хорошо.

  • НЕ скрывайте свои чувства. Проявляйте ваши эмоции и давайте вашим друзьям обсуждать их вместе с вами.

Советы педагогам и замещающим родителям

Когда учитель приходит в школу, он берет на себя много часов нагрузки, классное руководство над самым трудным классом да еще и несколько часов репетиторства. Вначале он чувствует, что может все это одолеть. И на самом деле у него все получается. Но со временем наступает ощущение, что все он делает плохо, что его недооценивают, что к нему придираются и дети его все больше раздражают. Это симптомы выгорания. И происходит это от того, что учитель неправильно оценил свои ресурсы. Какое-то время организм, включая все свои дополнительные возможности, держался, но потом он стал давать сбой по всем направлениям. Этот учитель становится раздражительным, качество его работы ухудшается, могут возникнуть семейные проблемы и проблемы со здоровьем. Основная причина заложена в несоответствии его ресурсов (индивидуальных особенностей нервной системы, способов реагирования на кризисные ситуации, возможности получения поддержки близких и т. д.) требованиям, которые предъявляет к нему общество или он сам к себе.

Методы помощи при эмоциональном выгорании:

1. Физиологические (воздействие на тело): солнечный свет, физические упражнения, принятие солнечных ванн (загар), свежий воздух, воздушные ванны, прогулки, купание, плавание в водоемах, бани (русская, финская), солярий, инфракрасное излучение, дыхание по Стрельниковой, дыхательная гимнастика.

2. Физиотерапевтические: физиотерапия, электросон, иглоукалывание, акупунктуры всех школ, массаж, гомеопатия.

3. Биохимические (воздействие на клеточном уровне): здоровая еда, лекарства, кофеин и алкоголь в очень низких дозах, секс.

4. Психологические: аутотренинги, медитации, метод биологической обратной связи, методы саморегуляции, музыка, молитва.

Если вы понимаете, что сгорание уже происходит и достигло глубоких стадий помните: необходима специальная работа по отреагированию травматического опыта и возрождению чувств. Настоящее мужество состоит в том, чтобы признать: мне необходима профессиональная помощь.

Сначала идет трудная работа, цель которой - «снять панцирь бесчувствия» и дать разрешение своим чувствам выйти наружу. Это не ведет к утрате самоконтроля, ноподавление этих чувств может вести к неврозам и физическим проблемам. При этом важна специальная работа с разрушительными «ядовитыми» чувствами (в частности, агрессивными). Результатом этой подготовительной работы становится “расчистка“ внутреннего пространства, высвобождающая место для прихода нового, возрождение чувств.

Следующий этап профессиональной работы – пересмотр своих жизненных мифов, целей и ценностей, своих представлений и отношения к себе самому, другим людям и к своей работе. Здесь важно принять и укрепить свое “Я”, осознать ценность своей жизни; принять ответственности за свою жизнь и здоровье и занять профессиональную позицию в работе.

И только после этого шаг за шагом изменяются отношения к окружающим людям и способы взаимодействия с ними. Происходит освоение по-новому своей профессиональной роли и других своих жизненных ролей и моделей поведения. Человек обретает уверенность в своих силах. А значит, - он вышел из-под действия синдрома эмоционального сгорания и готов успешно жить и работать.

Психологи считают: чтобы не стать жертвой синдрома, нужно, прежде всего, правильно относиться к себе, другим людям и своей работе.

Главное – помните: синдром эмоционального выгорания – не болезнь и не приговор, это всего лишь способность вашей психики реагировать на эмоциональные перегрузки.

Немецкий профессор Лотар Зейверт рассказал однажды притчу о дровосеке, который тратил огромные усилия на то, чтобы спилить дерево. Прохожий заметил ему: «Почему бы вам не заточить пилу, она же совсем затупилась!» На что дровосек ответил: «Для этого у меня нет времени – я должен пилить…»

Науку «затачивать пилу» начните с определения наиболее существенных «ловушек времени» из следующего списка:

  1. Нечеткая постановка цели.
  2. Отсутствие приоритета в делах.
  3. Стремление слишком много сделать за один раз.
  4. Отсутствие полноты представления о предстоящих задачах и их решении.
  5. Плохое планирование трудового дня.
  6. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный стол или рабочее место.
  7. Чрезмерное чтение.
  8. Скверная система досье.
  9. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к работе).
  10.  Поиски записей, памятных записок, адресов, телефонных номеров.
  11.  Недостатки кооперации или разделения труда.
  12.  Отрывающие от дел телефонные звонки.
  13.  Незапланированные посетители.
  14.  Неспособность сказать «нет».
  15.  Неполная, запоздалая информация.
  16.  Отсутствие самодисциплины.
  17.  Неумение довести дело до конца.
  18.  Отвлечение (шум).
  19.  Затяжные совещания.
  20.  Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.
  21.  Отсутствие связи (коммуникации) или неточная обратная связь.
  22.  Болтовня на частные темы.
  23.  Излишняя коммуникабельность.
  24.  Чрезмерность деловых записей.
  25.  Синдром «откладывания».
  26.  Желание знать все факты.
  27.  Длительные ожидания (например, условленной встречи).
  28.  Спешка, нетерпение.
  29.  Слишком редкое делегирование (перепоручение) дел.
  30.  Недостаточный контроль за перепорученными делами.

Итак, 30 «ловушек времени». Проанализируйте в тезисном порядке ваши собственные «поглотители» времени и подберите способы (каждый свои) их устранить. Это будут ваши первые шаги в научной организации вашего труда.

Дерзайте!

ПРАВИЛА КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПРОБЛЕМНЫМИ УЧАЩИМИСЯ

1. Научитесь акцентировать внимание на поведении, а не на личности учащегося. Следует говорить не «ты плохой (нерадивый, глупый) человек (ученик), а «ты человек хороший (умный), но сейчас поступил плохо (не проявляешь своего высокого интеллекта)».

2. Займитесь своими негативными эмоциями. Проанализируйте, что именно заставляет Вас испытывать негатив. Рефлексия укажет, что причины, лежащие в основе агрессивного поведения, не касаются личностей школьников.

3. Не усиливайте напряжение ситуации. Умейте сдержать негативные эмоции, используйте приемы, помогающие «взять паузу». Развивайте терпимость к любым человеческим проявлениям.

4. Обсудите поступок позже. Не стоит тратить время на выяснение отношений на уроке в присутствии других. Скажите: «Эту ситуацию мы обсудим на перемене» и вернитесь к теме урока. Позже попросите учащегося остаться и узнайте, почему он вел себя неподобающим образом. Выразите собственное отношение к ситуации, используя «Я - высказывание»: «Я хотела бы, чтобы ты разговаривал со мной более уважительно».

5. Позвольте учащемуся «сохранить лицо». Не унижайте и не оскорбляйте других людей. Несмотря на то, что они еще не взрослые, они – другие, не ваша собственность, поэтому достойны уважительного отношения.

6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения. Будьте доброжелательны, обращайтесь к учащимся по имени (к старшеклассникам – на «вы»). Улыбайтесь, делайте комплименты по поводу успехов, учитесь активно слушать – кивать, одобрять, произнося «да-да», смотреть в глаза.

ТРЕВОЖНОСТЬ

ВЫСОКАЯ:

Рекомендации педагогическим работникам  по работе с учащимся: 

•        Сместить акценты в оценивании знаний, умений и навыков с результатов на процесс их усвоения, одновременно положительно оценивая личность учащегося;

•        Создавать спокойную доброжелательную атмосферу на уроке;

•        Создавать ситуации успеха, применять частое позитивное одобрение, похвалу;

•        Организовывать внеурочную деятельность, не требующую широкого круга общения, избегая ответственных должностей;

•        Обучать учащегося самоконтролю за своим поведением, состоянием, умению трезво относиться к возникающим проблемам, находить занятие по душе;

•        Обеспечить активное участие учащегося в урочной деятельности, где главное для него – добросовестность и исполнительность;

•        Внимание учащегося следует отвлекать от чрезмерного переживания по поводу неуспеха, что осуществляется путем переключения на внешнюю деятельность.

НИЗКАЯ:

Рекомендации педагогическим работникам по работе с учащимся:

•        Поощрять, стимулировать активную деятельность на занятиях;

•        Давать общественные поручения;

•        Не зависимо от успеваемости учащегося, постарайтесь создать ситуацию успеха на занятии;

•        Привлекайте учащегося к участию в спортивных и культурных мероприятиях лицея.

Рекомендации учащемуся:

•        Поддерживай оптимистическое настроение, уверенность в успехе, своих силах;

•        По необходимости обращайся к психологу для консультаций.

ФРУСТРАЦИЯ

ВЫСОКАЯ:

 Рекомендации педагогическим работникам по работе с учащимся:

•        Воспитывать чувство социальной ответственности не только перед обществом, но и перед самим собой;

•        Использовать в организационно-воспитательной работе методику коллективных творческих дел;

•        Не сопоставлять и не сравнивать его с другими учащимися группы;

•        Стимулировать его желание учиться через успешные ответы в сравнении с менее успешными;

•        Если эмоциональная возбудимость, тревога вызваны неудачами в учебе, договориться с преподавателями об использовании в отношении этих учащихся «оберегающей» педагогики.

СРЕДНЯЯ:

Рекомендации педагогическим работникам  по работе с учащимся:

•        Уважайте и обсуждайте любую его идею;

•        Создавайте условия для развития способностей учащегося, что благоприятно сказывается на личностном росте;

•        Способствуйте созданию на занятиях эмоционально комфортной обстановки.

НИЗКАЯ:

Рекомендации педагогическим работникам  по работе с учащимся:

•        Создавайте комфортные условия и поддерживайте положительные начинания и поступки учащегося;

•        Создавайте доверительные отношения с учащимся;

•        Создавайте условия для проявления инициативы учащимся.

АГРЕССИВНОСТЬ

ВЫСОКАЯ:

Рекомендации педагогическим работникам по работе с учащимся

•        Нельзя проявлять малейшую грубость и категоричность, указывать на отрицательные черты, так как это может вызвать аффективную вспышку;

•        Не отвечать конфликтно на агрессивные вспышки, чтоб не провоцировать агрессию;

•        Не демонстрировать невербальные проявления негативного отношения к учащемуся; 

•        Индивидуальные беседы следует проводить в момент отсутствия у подростка аффективного напряжения;

•        Необходимо проявлять уважение интересов и личностного достоинства подростка;

•        Стремится обучить самоконтролю и умению понимать других.

СРЕДНЯЯ:

Рекомендации педагогическим работникам по работе с учащимся: 

•        Не используйте сленг во время комментария устного ответа – это не даст ему права демонстрировать в поведении все, на что он способен;

•        Избегайте открытой вопросно-ответной борьбы, так как это усугубит отношения;

•        Останавливайте учащегося спокойно, с невозмутимым лицом во время изложения материала.

НИЗКАЯ:

Рекомендации педагогическим работникам и мастерам п/о по работе с учащимся:

•        Организовать деятельность учащегося так, чтобы он максимально проявил свою самостоятельность, ответственность, силу воли; способствовать сплочению коллектива;

•        Привлекать к внеурочной деятельности;

•        Поддерживать учащегося в начинаниях по повышению уровня самоконтроля;

•        Способствовать формированию у учащегося уверенности в себе, позитивному отношению к собственной личности;

•        Делать акцент на нравственном воспитании учащегося.

РИГИДНОСТЬ:

ВЫСОКАЯ:

Рекомендации педагогическим работникам  по работе с учащимся: 

•        Включать учащегося в активную общественную деятельность;

•        При работе с учащимся необходимо изменение мест занятий, видов деятельности, методов работы, способов объяснения;

•        Необходимо организовать обстановку доброжелательности и тепла в ученической группе;

•        Нельзя указывать на отрицательные черты, проявлять грубость, это может вызвать избегание контакта;

•        При тревоге, связанной с ситуацией разрыва с привычным окружением, уделить учащемуся больше внимания, проявить отзывчивость и ласку, придать личностному общению более эмоциональный характер.

СРЕДНЯЯ:

Рекомендации педагогическим работникам по работе с учащимися:

•        Поддерживать оптимистическое настроение, внушать уверенность в успехе, в собственных силах;

•        Оказать помощь в принятии и исполнении ответственных решений;

•        Отвлекать внимание от чрезмерного рефлексирования по поводу неуспеха, путем переключения на внешнюю деятельность

НИЗКАЯ:

Рекомендации педагогическим работникам по работе с учащимся:

•        Никогда в диалоге не используйте жаргонные и бранные слова;

•        Ведите общение на равных, но не впадайте в зависимость;

•        Наделите подростка какой-либо ответственностью в лицее;

•        Найдите повод похвалить подростка, особенно спустя некоторое время после наказания, подросток убедится, что претензии были не лично к нему, а к его поступку.

«РИСК ХИМИЧЕСКОЙ ЗАВИСИМОСТИ»

ВЫСОКИЙ      

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ:

  • Необходимо одновременно с контролем оказывать дополнительную помощь учащемуся, создавать спокойную обстановку на уроке;
  • Положительно действует хорошо организованный физический труд, так как он их дисциплинирует и в какой – то степени эмоционально разряжает;
  • При организации воспитания целесообразно согласовывать усилия педагогов и родителей, только при постоянных и слаженных усилиях может быть получен положительный результат;
  • Нельзя оставлять без постоянного внимания, они должны быть всегда на виду.
  • У учащихся может происходить падение мотивации к учебной деятельности в сочетании с высокими претензиями к своим оценкам, поэтому необходимо давать возможность учащемуся действительно заработать хорошую оценку;
  • Можно пробовать поручать организацию коллективных творческих дел.
  • СРЕДНИЙ

    Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ:

  • В ходе индивидуальной беседы с учащимися следует апеллировать к самосознанию и самооценке своего поведения;
  • Необходимо постоянное общекультурное и интеллектуальное развитие навыков общения в обществе;
  • Допустимо вовлечение подростка в сотрудничество со значимыми взрослыми для достижения общей цели;
  • Необходим постоянный контроль за учащимися и руководство учебной деятельностью;
  • Стремится поддерживать доброжелательную, спокойную, сдержанную манеру взаимодействия;
  • Проявлять уважение интересов и достоинства подростка;
  • Проявлять искреннюю заинтересованность в стоящих проблемах, стремление найти конкретное решение.
  • НИЗКИЙ

    Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ:

  • Проводить информационно- просветительскую работу среди учащихся и их родителей. Несовершеннолетние лучше поймут необходимость соблюдения требования закона, если они будут преподнесены в виде различных житейских историй, а не в виде сухого пересказа правовых норм;
  • Своевременно выявлять функционально несостоятельные семьи и проводить коррекцию условий семейного воспитания;
  • Своевременно выявлять учащихся, для которых характерны отклонения в поведении;
  • Осуществлять организацию досуга несовершеннолетних в значимых для них и социально поощряемых формах.

ПАРАНОИК

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ:

Следует избегать при общении с ним:

  • ситуации, в ходе которых его дело подвергается критике;
  • ситуации, в которых подростку приходится подчиняться воле других людей, особенно не являющихся авторитетными для него;
  • ситуации, когда ему приходится заниматься «пустяками», общественно незначимой деятельностью, рутинной работой или не интересующим его предметом;
  • ситуации, которые заставляют его задумываться о каких-то бытовых мелочах, решать житейские проблемы;
  • ситуации принудительного длительного общения с разными людьми, которые не разделяют его интересов;
  • ситуации отсутствия постоянного признания, общественного одобрения.

Основной задачей педагогической помощи является создание ситуаций, смягчающих проявление негативных особенностей характера. Для этого целесообразнее всего
сформулировать значимую для него цель и направить всю его

энергию на ее достижение. Это может быть большое дело для группы
или даже лицея.

С таким подростком довольно трудно установить продуктивный контакт, если он не увидит в вас единомышленника, сподвижника, увлеченного, как и он, общей идеей. Поэтому требуется определенное время, чтобы он мог признать в вас человека, мнение которого для него значимо.

В начале беседы с таким подростком желательно отметить большое значение того дела, которому он посвящает большую часть своей жизни, отметить его достижения, попросить сформулировать те цели, которые он ставит перед собой на ближайшую перспективу. Не следует иронизировать над его перспективами, можно содержательно обсудить возможности их достижения и те планы, которые он раз<sup> </sup>работал для достижения своих целей.

ЭПИЛЕПТОИД

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ:

Необходимо избегать:

  • ситуации, которые требуют от ребенка ломки, изменения устоявшихся порядков и установленных правил, особенно если это ему приходится делать самостоятельно;
  • ситуации жесткой конкуренции со стороны таких же сильных и энергичных людей;
  • ситуации, ограничивающие возможность для подростка проявить свой авторитет, свою власть над другими людьми, в том числе и над родителями;
  • ситуации, когда критикуются действия подростка, тем более, когда смеются над его недостатками;
  • ситуации, в которых от подростка требуются повседневная работа, длительные усилия и нет возможности выделиться среди окружающих;
  • ситуации, в которых так или иначе ущемляются права и интересы самого ребенка.

Основной целью педагогической помощи является устранение условий, провоцирующих слабые стороны характера. Но педагогическая помощь часто затруднена тем, что ребенок не воспринимает советы и просьбы. Поэтому так важно установить контакт, взаимопонимание с этим ребенком.

Контакт целесообразнее всего устанавливать вне периодов аффективного напряжения, побуждая его вначале беседы «выговориться» на одну из наиболее интересных для него тем, например, о том, что он коллекционирует и чем его коллекция отличается от других.

Можно и нужно поручать руководство небольшими группами, например, в ходе деловой игры или спортивных соревнований. Хорошо помогает доброжелательное авансирование его будущих успехов, поощрение его реальных достижений, которые помогают подростку самоутвердиться.

ГИПЕРТИМ

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ:

Необходимо исключить:

  • ситуации вынужденного одиночества, лишающие подростка свободного и разнообразного общения;
  • ситуации, ограничивающие двигательную активность;
  • ситуации, в которых нужно подчиняться определенным систематическим требованиям;
  • ситуации, в которых приходится отказывать себе в чем-то интересном, новом, необычном.

Основной целью педагогической помощи является создание таких условий, в которых проявляется инициатива и энергия, предприимчивость и лидерство, в которых возможно свободное и интересное общение. Это может быть трудная, но интересная и разнообразная деятельность, спорт, общение с разными людьми и т. п.

Не следует поручать кропотливую, однообразную работу, требующую усидчивости и ограни­чивающую его связи с людьми.

Установление контакта не является проблемой в силу их открытости и готовности идти навстречу. Они обычно адекватно реагируют на доброжелательное отношение и искренний интерес к их делам и проблемам. Так как они неусидчивы и энергичны, беседу лучше вести в живом и быстром темпе, долго не задерживаясь на одной теме, чаще передавая инициативу в разговоре самому подростку (но не забывайте о дистанции, которую он легко может нарушить, перейти к фамильярному стилю общения).

ИСТЕРОИД

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ:

Необходимо исключить:

  • ситуации, вольно или невольно задевающие самолюбие учащегося;
  • ситуации некоторого равнодушия со стороны ок­ружающих людей, а тем более сознательного игнорирования его личности;
  • ситуации критики его достижений, таланта или способностей;
  • ситуации, когда он вынужден оставаться в одиночестве или ог­раничить круг своего общения, поклонников;
  • ситуации, когда невозможно проявить себя в полной мере;
  • ситуации, когда он попадает в нелепое или смешное положение;
  • ситуации, когда нет ни одного яркого события и, главное, воз­можности проявить свои способности;
  • ситуации, в которых приходится находиться в постоянном пси­хическом или физическом напряжении.

Основная цель педагогической помощи— по­степенно преодолеть стремление быть в центре внимания окружающих.

Необходимо выработать у подростка представление о «демонстративности» своего поведения как доминирующей черте характера, а также умение распознавать ее у окружающих. С этой целью необходимо, используя недирективное взаимодействие, постепенно учить подростка осмысливать свои мотивы, искать пути более рaционального удовлетворения своих желаний.

ШИЗОИД

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ:

Необходимо избегать:

  • ситуации, требующие смены устоявшихся стереотипов, сложившихся привычек поведения;
  • ситуации, при которых необходимо устанавливать неформальные контакты с окружающими, даже близкими людьми;
  • ситуации, когда необходим душевный контакт, разговор по душам;
  • ситуации, в которых приходится руководить другими людьми;
  • ситуации коллективного дела или групповой деятельности;
  • ситуации, в которых необходимо выполнять интеллектуальную работу по заранее заданным схемам и правилам.

Установление контакта с подростком с целью оказания педагогической помощи представляет значительную трудность. Многие, из них совершенно не выносят попыток «залезть в душу».

В начале беседы целесообразно использовать прием «анонимного
обсуждения», когда выбирается факт из жизни группы, лицея, города
или страны и он обсуждается с ребенком, чтобы выяснить и уточнить,

основные жизненные позиции педагога и подростка.

Основным признаком установления контакта, преодоления психологического   барьера, перехода   к   неформальному, личностному общению служит момент, когда ребенок начинает говорить сам, по своей инициативе высказывая определенные суждения, подчеркивая свою точку зрения на ту или иную проблему. Останавливать его, в этот момент не следует, так как чем больше он говорит, тем больше раскрывает свой внутренний мир. Тем легче направить дальнейшую часть разговора в нужное русло.

При организации учебного процесса необходимо учитывать глубокий интерес к какой-либо науке и обширные знания подростка в этой области, создавать ребенку условия для реализации знаний. Эффективными являются индивидуальные задания с учетом сферы интересов ребенка, причем эти задания могут быть высокой степени трудности.                                        

Для развития коммуникативных способностей необхо­димо включать в различные групповые и коллективные формы де­ятельности, например, в командные спортивные игры.

ПСИХАСТЕНОИД

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ:

Необходимо исключить:

  • ситуации, когда необходимо принимать самостоятельные решения;
  • ситуации быстрого переключения с одного занятия на другое;
  • ситуации выполнения заданий без четких указаний и инструкций;
  • ситуации сильного беспокойства или страха;
  • ситуации прямой критики самого подростка или его поведения;
  • ситуации длительных физических или психологических пере­грузок.

Педагогическая помощь должна быть направлена на преодо­ление чувства нерешительности, иногда даже неполноценности, за­комплексованности. Необходимо помочь подростку освободиться от необоснованных сомнений и опасений, которые значительно ослож­няют его жизнь.

При установлении контакта следует сначала подбодрить подро­стка, дать ему возможность вспомнить и рассказать о тех ситуациях, в которых он смог проявить себя достаточно решительным человеком. Если установятся доверительные отношения, можно обсудить те опа­сения, которые ему мешают принимать решения. При этом вместе с ним подробно рассмотреть возможные последствия, например, что может случиться и чем это грозит или самому подростку, или его родным.

Благоприятными являются ситуации спокойной, заранее регла­ментированной работы, когда нет необходимости самостоятельно при­нимать ответственные решения.

СЕНЗИТИВ

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ:

Необходимо исключить:

  • ситуации несправедливых обвинений в неблаговидных поступках;
  • ситуации критики, насмешек над ним или его поведением;
  • ситуации открытого соперничества;
  • ситуации постоянных контрольных проверок его деятельности, недоверия;
  • ситуации вынужденного одиночества, невозможности поделиться своими переживаниями с другом.

Основной целью педагогической помощи является постепенное повышение самооценки, преодоление чувства собствен­ной неполноценности.

Данные учащиеся нелегки для установления контакта, но естественная потребность поделиться своими затаенными пережива­ниями, у них бывает достаточна сильна. Поэтому с ними необходимо проводить многократные беседы с детальным разбором и анализом ситуаций, помогающие осознать свою мнительность и ложное чувство неполноценности.

Важно создавать ситуации самоутверждения в тех сферах дея­тельности, где они могут проявить себя наиболее полно и естественно.

По вместе с тем следует помогать утверждаться и в тех сферах, где подросток чувствует себя наиболее слабым.

ГИПОТИМ

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ:

Необходимо избегать:

  • ситуации вынужденного одиночества, когда рядом нет человека, с которым можно поделиться своими бедами и страхами;
  • ситуации критики его самого или его поведения;
  • ситуации недостаточного внимания к его жизни, настроению;
  • ситуации длительных физических и психических нагрузок;
  • ситуации невольных перемен образа или условий жизни, тем более если это происходит довольно часто;
  • ситуации вынужденной заботы о своем здоровье, наличия симп­томов недомогания.

Основной целью педагогической помощи является создание ситуаций успеха, исключения давления и жесткой критики, частых указаний на его ошибки.

Такие подростки постоянно находятся в плохом настроении, по­этому при установлении контакта сначала следует чуть-чуть улучшить их настроение, рассказав или напомнив им смешную историю, например, из жизни группы. Затем целесообразно обратить, внимание на необоснованность обид по отношению к окружающим людям.

КОНФОРМНЫЙ ТИП

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ:

Необходимо исключить:

  • ситуации изгнания из «своей» группы ребят, к которым он привязался;
  • ситуации освоения новых видов деятельности без образцов или лидеров;
  • ситуации принятия самостоятельных решений без опоры на мне­ния значимых людей;
  • ситуации знакомства с новыми людьми, когда надо проявить себя, свои личностные качества;
  • ситуации прямого противоречия между мнениями двух групп, в которые подросток входит одновременно.

Основной целью педагогической помощи является создание условий, при которых подростку приходится проявлять самостоятельность, стойкость к отстаиванию своих позиций.

Так, во время дискуссии в группе надо дать ему возможность высказаться одним из первых, чтобы он смог подчеркнуть свою точку зрения. Если же подросток будет говорить последним, то он скорее всего повторит точку зрения одного из лидеров своей группы.

Причем каждый более или менее серьезный случай проявления самостоятельности нужно заметить и поощрить.

НЕУСТОЙЧИВЫЙ ТИП

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ:

Необходимо исключить:

  • ситуации жесткого подчинения дисциплинарным требованиям особенно если это требуется делать длительное время;
  • ситуации ограничения в общении с людьми, которые помогают
    развлекаться;
  • ситуации длительных усилий и концентрации сил на какой-то
    работе;
  • ситуации, при которых необходимо принимать конкретные реше­ния и нести за них ответственность.

Оказание педагогической помощи требует от педагога большого терпения, такта, систематичности и на­стойчивости. Таких подростков нельзя оставлять без постоянного внимания, они должны быть всегда на виду.

На них положительно действует хорошо организованный физи­ческий труд, так как он их дисциплинирует и в какой-то степени эмоционально разряжает.    

АСТЕНИК

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ:

Необходимо исключить:

  • ситуации внезапного физического психического напряжения;
  • ситуации открытых конфликтов, когда приходится отстаивать свою точку зрения;
  • ситуации, когда смеются над его слабостями, ошибками, неумелыми действиями;
  • ситуации вынужденного активного общения с большим количеством людей;
  • ситуации, когда необходимо быстрое переключение в работе или в общении;
  • ситуации, в которых надо проявлять определенную силу воли.

Основной целью педагогической помощи является создание ситуаций, в которых подросток может проявить уверенность. Твердость, смелость, например, публичные выступления, выполнение заданий, требующих определенной смелости. Но при этом задания должны быть посильными для ребенка.

Если учащийся слабо успевает по какому-либо предмету, то педагог должен оказать дозированную помощь в очень тактичной, ненавязчивой форме. Малейшие успехи должны быть замечены и поддержаны. Закреплены. Иногда может быть оправданной и немного завышенная оценка в целях повышения его уверенности в себе, изменения самооценки.

ЛАБИЛЬНЫЙ ТИП

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ:

Необходимо исключить:

  • ситуации сильной конкуренции;
  • ситуации ущемления чувства собственного достоинства; ситуации полной дисгармонии его настроению (всем весело, а он в это время страдает);
  • ситуации отсутствия успеха, признания, внимания;
  • ситуации угрозы наказания, страха перед чем-либо или кем -либо;
  • ситуации критики самого подростка, его поведения.

Основной целью педагогической помощи является установление тесного, доверительного контакта, полного взаимопо­нимания. Это возможно, если подросток видит доброжелательное отношение к себе, находит сочувствие.

Подросток легко выходит из подавленного состояния при
ободрении, утешении и появлении приятной перспективы (пусть не
всегда реальной).

ЦИКЛОИД

Рекомендации педагогическим работникам ПО РАБОТЕ С УЧАЩИМСЯ:

Необходимо исключить:

  • ситуации неожиданных поручений и просьб, противоречащих на­строению данного момента;
  • ситуации резкой смены привычных состояний;
  • ситуации, в которых приходится отступать от сложившихся сте­реотипов, привычек;
  • ситуации претензий, притеснений и неудач;
  • ситуации психологических перегрузок, особенно в стадии спада.

Основной целью педагогической помощи явля­ется предупреждение повышенных нагрузок, особенно в стадии спа­да. Для этого следует продумать несколько вариантов заданий, поручений и использовать тот вариант, который наиболее соответ­ствует состоянию подростка в данный момент. Хорошо помогают поручения и задания, отвлекающие от отрицательных эмоций и состояний, например, не очень тяжелая физическая работа в хорошей компании сверстников.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.