Государственное учреждение образования
«Коленская средняя школа»
Классный час
«С уважением к энергосбережению»
Классный руководитель
Сакула Светлана Михайловна
Цели:
1.Формировать у учащихся знания по основам энергосбережения
2.Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы
3. Воспитывать бережное отношение к использованию тепла, электроэнергии, воды, чувства ответственности за свои действия
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, индивидуальные задания, тест.
Ход классного часа
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас в гостях жизненно - важный сказочный персонаж - БЕРЕГОША! Вы с ним знакомы? СЛАЙД 1
(Ответы детей)
Правильно, ребята!
Его имя – БЕРЕГОША ,
Бережливый гномик.
И вы все его советы
Возьмите в свой домик!
Он пришел сегодня к вам
С таким предложением:
«Давайте вместе обучаться
Энергосбережению!»
Только БЕРЕГОША очень расстроен. Как вы думаете, что его могло так расстроить?
(Ответы детей)
Не выключенный свет в классе, квартире, текущая из крана вода, оставленные включенными электроприборы…
А давайте мы вместе с БЕРЕГОШЕЙ совершим небольшое заочное путешествие в наши квартиры и, посмотрим, как хорошо мы знаем свой дом, настоящие ли мы хозяева в доме? СЛАЙД 2
Мы заходим в квартиру и вдруг…
( В классе гаснет свет, выключается проектор…)
Давайте представим, что квартира осталась без энергии, которую она получает в виде электричества, газа, воды горячей и холодной. Что мы будем делать? (Ответы детей)
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество!
Это... (электричество)
Электричество приносит нам большую пользу. Оно вырабатывает энергию. Как вы себе представляете, что такое энергия? (Ответы детей)
Энергия – это сила, приводящая предметы в движение. То есть энергия необходима для того, чтобы начать какое-либо движение, ускорить перемещение, что–то поднять, нагреть, осветить.
Само слово “ЭНЕРГИЯ” - какое-то на первый взгляд нематериальное. Не увидеть, не потрогать! Однако ничто вокруг нас не совершается без участия этой самой энергии.
Человек изобрел много способов, чтобы заставить механические устройства делать полезную работу с помощью энергии:
- в домах воду на верхние этажи поднимают насосы водонапорных станций, которые потребляют энергию;
- согревают дома - теплоэлектроцентрали, для работы которых тоже требуется энергия;
- не говоря уже об освещении квартир;
- о работе разнообразнейших электроприборов: пылесосов, холодильников, телевизоров и др.;
- даже перевозят горожан на работу и с работы - машины, двигатели которых также нуждаются в этом ресурсе.
Нам так хочется жить с комфортом! Но за комфорт приходится расплачиваться загрязнением окружающей среды, гибелью лесов, уменьшением запасов топлива, воды! Это очень серьезная проблема. Но практически из любой проблемы можно найти выход.
Сегодня мы с вами попробуем найти самые простые решения, которые помогут сберечь энергию. Что же такое энергосбережение? Как вы это понимаете? (Ответы детей)
Энергосбережение - это не только сэкономленные деньги семейного бюджета, это и забота о тех, кому предстоит жить после нас на планете Земля, это забота о НАШИХ ДЕТЯХ.
И одно из таких решений - это научиться использовать энергию, находящуюся в нашем распоряжении, настолько эффективно и безопасно по отношению к окружающей среде, насколько это возможно.
Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? В этом нам поможет всезнающий человечек БЕРЕГОША и конечно вы, ребята.
Энергосбережение в квартирах достигается меньшими нормами расхода воды и электричества
Итак, путешествие по дому мы начнем с ванной комнаты.
Воду, водицу, водичку мы любим,
Кран повернём - и литрами губим.
Знай, экономя водицу-сестрицу,
Ты дашь возможность потомкам напиться.
Вода из крана течет быстро. За минуту из открытого крана вытекает 12-20 литров бесценной пресной воды! А ведь экономия воды - это всего лишь дело привычки.
Как мы можем экономить воду? СЛАЙД 3, 4, 5
(Ответы детей).
БЕРЕГОША обращается к вам и предлагает сформулировать правила хорошего хозяина:
- Закрывайте кран, пока чистите зубы или пользуйтесь стаканом для полоскания рта.
- Мойте посуду не под текущей струей воды, а в раковине, закрыв отверстие пробкой.
- А главное - не забывайте выключать воду!
Три простых правила - и за год сможете сэкономить целое озеро диаметром 200 метров и глубиной 2 метра. Кроме этого, вы экономите химикаты, которые используются для очистки воды, и энергию, которая используется на ее нагрев и перекачку.
Вот этот предмет
К потолку повесили,
Стало в доме весело.
Она снаружи вроде груша,
Висит без дела днем,
А ночью освещает дом. (Лампочка)
Ребята, как вы думаете, почему днем лампочка висит без дела? (Ответы детей)
Лампа сутки погорит –
Сто кило угля спалит!
Если светит зря она,
Где ж экономия сырья?
Что мы можем сделать, чтобы лампа зря не светила? (Ответы детей)
Средний расход электроэнергии на освещение квартиры составляет примерно 1 кВт/ч. Но и этот расход можно сократить за счет периодического протирания лампочек: хорошо протертая лампочка светит на 10 - 15% ярче грязной, запыленной. И еще – реже пользуйтесь верхним светом. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят Вам 200 Вт под потолком.
БЕРЕГОША обращает ваше внимание на то , что в доме очень много электроприборов, которые также расходуют электроэнергию.
Давайте расскажем БЕРЕГОШЕ какие электроприборы имеются у вас в доме.
СЛАЙД 6,7,8
Из ванной комнаты мы отправимся на кухню.
Здесь очень много вещей требующих нашего внимания. Вот
Полюбуйся, посмотри-
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
Для чего нам нужен холодильник? (Ответы детей)
Холодильник рассердился,
Взял, да сам и отключился.
“Работать трудно, - говорит, -
Если толстый лёд висит”.
Как мы с вами можем помочь холодильнику? (Ответы детей)
Оптимальным местом для холодильника на кухне является самое прохладное место. При наружной температуре 20 градусов холодильник расходует на 6% меньше энергии. Так что, не стоит ставить холодильник вблизи батареи или других отопительных приборов. Крайне отрицательно на работе холодильника сказывается и большая “шуба” в морозильнике. Поэтому помогите взрослым, не поленитесь его лишний раз оттаять. От этого он будет экономичней.
Ну а эта вещь на кухне просто незаменима. Кто в доме хозяин и умеет экономно пользоваться плитой? (Ответы детей)
Предложу один секрет -
Экономный дам рецепт:
Печь включи. Закипит -
Отключи и чуть-чуть
Повремени...
Медленно еда кипит,
Электричество хранит.
На одной кухонной утвари можно сэкономить сотни киловатт-часов энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней. Кастрюли с выпуклым или вогнутым дном, а также кастрюли с толстым слоем накипи расточают 50% электричества, а заодно примерно столько же времени.
А вот еще два жителя кухни.
Из горячего колодца
Через нос водица льется. (Чайник)
Кто любит пить чай? Значит, чайником пользоваться умеете. (Ответы детей) Тогда для чего на кухне используют термос? В походе понятно: нет рядом плиты, электрического чайника и костер не всегда возможно развести. (Ответы детей)
Термос нас не удивит,
Он водичку нам хранит.
Горячую, холодную,
Ко всему пригодную.
Посчитайте, сколько раз за день кипятите воду?
А сколько из вскипяченной воды используете? (Ответы детей)
Наверняка, стакана 2 – 3, а остальная вода остывает себе в чайнике. А что, если эту воду взять и залить в термос? Тогда не придется тратить время на кипячение каждый раз, когда захочешь выпить чаю, да еще и сэкономишь энергию.
Продолжим путешествие. Но что такое, по пути мы встречаем еще две вещи необходимые в доме.
Пройдусь слегка горячим я,
И гладкой станет простыня.
Могу поправить недоделки
И навести на брюках стрелки. (Утюг)
Кто помогает дома родителем гладить белье? Расскажите, как вы это делаете. (Ответы детей)
И сказали утюги:
Мы хозяйкам не враги!
Как погладишь пиджачок,
Отключи свой утюжок,
А остатками тепла
Мы отутюжим все шелка.
Экономить электроэнергию можно даже при глажении. Для этого надо помнить, что слишком сухое и слишком влажное белье приходится гладить дольше, а значит, и больше расход энергии. И еще одна “мелочь”: утюг можно выключать за несколько минут до конца работы; на это время вполне хватит остаточного тепла.
Эта вещь девочкам знакома точно.
Фен пыхтит, шумит, гудит,
Угодить он всем желает.
А ты под солнцем голову просуши,
Пусть фен лучше отдыхает.
Ребята, как вы думаете, почему лучше волосы сушить естественным способом? (Ответы детей)
Горячий воздух, исходящий из фена, не очень-то хорошо влияет на волосы: он делает их сухими и ломкими. Может, лучше, если некуда спешить, просушить волосы под солнцем? Так сохранишь здоровье своих волос и несколько киловатт электроэнергии.
Сейчас - зима. А мы с вами путешествуем по теплой квартире. Так вот
Чтоб холодная зима
Не прокралась к нам в дома,
Вы окошки утеплите –
И в тепле себе живите!
Но бывает, в зимний период мы жалуемся на холод в наших квартирах и виним в том организации, обеспечивающие нас теплоэнергией. А все ли мы сами сделали, чтобы сохранить в наших домах драгоценное тепло? (Ответы детей)
Как мы можем сохранить тепло в наших домах? (Ответы детей)
А вот для вас небольшой тест:
Осенью вы утеплили в доме все окна, балконы и двери?
Вы не забываете закрывать двери в подъезде?
Вы не держите форточки постоянно открытыми?
На ночь вы закрываете занавески, что бы удержать дополнительно тепло?
У вас в квартире правильно расставлена мебель: вы отставили от батареи диван и стол, чтобы тепло свободно проходило в нашу квартиру?
Раз вы ответили утвердительно, значит вам удалось сократить затраты на отопление квартиры примерно на 5-10%. Для тех же, кто хоть раз ответил "нет", этот тест послужит руководством к действию.
А ещё экономить энергию нам помогают «УМНЫЕ ПРИБОРЫ»
Какие это приборы, ребята? СЛАЙД 9,10.
Ребята, мы долго можем путешествовать по своей квартире. Мы побывали на кухне и ванной комнате. Не были ни в гостиной, ни в детской комнате. Но я вам предлагаю закончить это путешествие дома и написать письмо БЕРЕГОШЕ, в котором вы расскажете ему, как вы экономите энергию в своей комнате, в прихожей и гостиной. (ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ)
РЕФЛЕКСИЯ
Но БЕРЕГОШЕ не терпится узнать, как вы усвоили полученную сегодня информацию – новые слова, новые знания, можете ли вы сделать определённые выводы. Поэтому он предлагает вам несколько заданий:
Задание 1
Подберите к понятиям в левом столбце определения из правого столбца и соедините их стрелками. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Ученики работают,
проверка и объяснение по слайдам 11-15.
Задание 2. Тест «Как мы расходуем энергию?»
Давайте выясним, насколько экономно вы расходуете энергию. Отвечая («Да» или «Нет») на вопросы приведённого ниже текста, можно больше узнать о себе, привычках своей семьи и уже сегодня начинать «работать над собой». Впрочем, может быть, вы, ребята, и так уже знаете как должен вести себя экологически и экономически грамотный человек. А если ещё не совсем, то этот тест поможет вам в этом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Посчитайте все ответы «Да». За каждое «Да» вы получаете 1 балл.
- От 1 до 5 баллов. Чтобы быть экологически сознательным человеком, вам ещё многому надо научиться, так что начните это делать прямо сейчас.
- От 6 до 8 баллов. У вас много хороших привычек, которые могут служить основой для дальнейшей работы над собой и над энергосбережением в вашем доме.
- От 9 до 11 баллов. Вы являетесь хорошим примером для остальных, ваши действия правильны, вы заслуживаете похвалы.
Задание 3. Тест « Бережлив ли ты?»
1.Делать уроки надо…
а) со слабым светом;
б) лучше при солнечном свете или настольной лампе;
в) включая все лампочки, которые есть в комнате.
2. Когда выходишь из комнаты, надо…
а) выключать свет;
б) если выходишь ненадолго, можно оставить свет включенным;
в) не надо выключать свет, пока не ляжешь спать.
3. Когда наступают холода, надо…
а) утеплять в доме все окна и двери;
б) включать обогреватели;
в) одевать дома куртки и ботинки.
4. Что надо делать, если батареи греют слишком сильно?
а) открыть форточки;
б) закрыть батареи одеялами;
в) уменьшить с помощью специального крана подачу тепла на батареях.
5. Мыть посуду надо…
а) в закрытой раковине, а затем споласкивать под чистой водой;
б) под большим напором воды;
в) под тонкой струйкой воды.
6. Если в школьном коридоре из крана капает вода, надо…
а) рассказать об этом учителю;
б) закрыть кран;
в) не стоит обращать внимания.
Работа в парах с последующим обсуждением.
Сегодня на классном часе мы поняли главное: мы должны экономить энергию, не только дома, но и в школе, чтобы запасов горючих полезных ископаемых хватило на более долгий срок. Вы теперь знаете ответы на вопросы: Как же стать хозяином в доме? Научиться бережливому использованию энергии? (Ответы детей) СЛАЙД 16.
И ещё несколько советов от БЕРЕГОШИ СЛАЙД 17,18.
В ходе нашего классного часа мы с вами повторили самые важные правила бережного отношения к сокровищам, которыми мы пользуемся ежедневно: это тепло, газ, электроэнергия, вода — все, что помогает сделать наш дом уютным, удобным для жизни. Но ведь Земля — это тоже наш общий дом, поэтому беречь нужно все, что дарит нам природа! Вы, ребята, молодцы! Очень хорошо поработали сегодня!
И БЕРЕГОША очень доволен вами, у него хорошее настроение, поэтому он дарит вам небольшие подарочки –это пособия, которые помогут вам более подробно изучить проблемы энергосбережения и ответить на вопросы ЗАЧЕМ ЭКОНОМИТЬ И БЕРЕЧЬ ЭНЕРГИЮ?