Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УСТАНОВКИ НА КУЛЬТУРУ ЗДОРОВЬЯ

Дата: 22 ноября 2015 в 10:33, Обновлено 17 октября 2024 в 14:41
Автор: Кувик А. А.

МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ УСТАНОВКИ НА КУЛЬТУРУ ЗДОРОВЬЯ

инструкция по применению

УЧРЕЖДЕНИЯ-РАЗРАБОТЧИКИ:

Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет»,

Государственное учреждение образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,

Государственное учреждение «Гомельский областной центр гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья»

АВТОРЫ:

Соболева Л.Г.; д.м.н., профессор Шаршакова Т.М.; к.м.н., доцент Романова А.П., А.А. Тарасенко

В настоящей инструкции по применению изложен метод формирования у школьников установки на культуру здоровья. Предлагаемый метод представляет собой комплекс медицинских, психолого-педагогических и физкультурно-оздоровительных мероприятий, направленных на формирование у школьников установки на сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья.

Метод предназначен для врачей-специалистов педиатрических отделений организаций здравоохранения по медицинскому обеспечению детей в учреждениях образования, врачей-валеологов детских поликлиник, врачей-специалистов центров гигиены эпидемиологии и общественного здоровья, которые проводят работу по формированию у детей потребности в здоровом образе жизни, профилактическую работу с законными представителями ребенка, педагогическим коллективом

Перечень необходимого оборудования, изделий

Необходимое оборудование: столы и стулья в зависимости от характера мероприятия и количества участников; мульмедийный проектор, экран, аудиопроигрыватель. Материалы, необходимые для проведения групповых занятий с учащимися: ручки, карандаши, краски, бумага, кисточки, фломастеры. Организатор мероприятия (ведущий) должен подготовить необходимый раздаточный материал, тексты визуализаций, необходимые для занятий инструкции к упражнениям, схемы наблюдений, карточки с заданиями, аудио- и видеозаписи.

Показания к применению

Метод применяется в условиях общеобразовательного процесса с целью формирования у школьников установки на культуру здоровья.

Противопоказания для применения

Противопоказаний нет.

Описание технологии использования метода

Метод ориентирован на формирование у школьников установки на культуру здоровья, что предполагает развитие у них чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков в области гигиенической культуры и здоровьесбережения.

Установка – это готовность личности чувствовать и вести себя определенным образом по отношению к чему-либо или к кому-либо. Установка имеет трехкомпонентную структуру: когнитивный компонент – осознание объекта установки (на что направлена установка), эмоциональный компонент (аффективный) – оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии и поведенческий компонент – последовательность поведения по отношению к объекту установки. Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию.

Культура здоровья – комплексное понятие, которое включает теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов активной стабилизации здоровья (Разумов А.Н., 1996). Культура здоровья человека отражает его гармоничность и целостность как личности, адекватность взаимодействия с окружающим миром и людьми, а также способность человека к творческому самовыражению и активной жизнедеятельности. Установка в отношении культуры здоровья - это разновидность социальной установки, представляет собой предрасположенность человека действовать определённым образом в отношении своего здоровья. Сформировавшаяся установка раскрывает ту или иную позицию школьника, выражающуюся в определенных суждениях, определенном поведении в конкретной ситуации, имеющей отношение к культуре здоровья. Основанием для формирования установки является совокупность взглядов, мнений, убеждений, ценностных ориентаций.

Эффективность реализации предлагаемого метода строится на следующих методологических принципах.

Дифференцированность. Дифференцированный подход отражает учет индивидуально-типологических особенностей школьников (а также специфики выявленных «проблемных зон») в форме группирования учащихся и различного построения процесса воздействия в выделенных группах.

Аксиологичность: формирование у школьников мировоззренческих представлений о здоровом образе жизни, уважении к человеку, что является одним из основных моральных барьеров на пути формирования асоциальных форм поведения.

Комплексность: сочетание в программе различных направлений деятельности (медицинского, спортивно-оздоровительного, социального, психологического, образовательного и др.) с целью анализа и коррекции состояния здоровья учащихся. Это позволяет охватить широкий круг показателей, отражающих как состояние образовательной среды, так и персональные данные, характеризующие уровень и характер учебной и внеучебной нагрузки, а также индивидуальные адаптивные возможности ученика.

Последовательность решаемых задач и применяемых методов работы.

Системность означает анализ не только самих по себе качественных и количественных данных об учащихся, изучение показателей деятельности образовательного учреждения, но также (причем в первую очередь) взаимосвязей между ними, отражающих структуру и эффективность здоровьесберегающей деятельности учреждения общего образования.

Целостность – необходимое условие для полноценного анализа данных, подразумевающее всестороннее представление результатов по каждому учащемуся.

Динамичность (повторяемость) подразумевает многократное (два раза в год – осенью и весной; в течение ряда лет) обследование одних и тех же учреждений образования, контингентов учащихся, конкретных учеников.

Репрезентативность (представительность) обусловлена требованиями статистики, согласно которым надежность выводов и заключений зависит от объема исследованной выборки. Репрезентативность достигается за счет обследования достаточно больших контингентов учащихся.

Методическое единство – непременное условие сопоставимости данных, полученных на разных этапах исследования, в разных регионах, в различных учреждениях образования.

В качестве системообразующего принципа выступает приоритет заботы о здоровье учащихся, в рамках которого можно выделить такие обязательные условия, как научно – методическую обеспеченность работы, подбор и подготовку педагогических кадров (включая заботу об их здоровье) и, наконец, достаточное финансовое обеспечение всего проекта.

Цель метода: формирование у школьников установки на культуру здоровья.

Задачи:

​ внедрить современные методы мониторинга культуры здоровья школьников;

​ ознакомить педагогический состав школы с интерактивными методами и технологиями деятельности по формированию у учащихся установки на культуру здоровья;

​ повысить мотивацию учащихся на сохранение и укрепление здоровья, сформировать потребность в безопасном поведении;

​ организовать деятельность учащихся по усвоению основ культуры здоровья и безопасности, сформировать ответственное отношение к своему здоровью и потребность вести здоровый образ жизни, ознакомить учащихся со стратегиями и навыками поведения, способствующими сохранению и укреплению психического, физического и психологического здоровья.

Метод формирования у школьников установки на культуру здоровья, изложенный в настоящей инструкции по применению, реализуется посредством комплекса мероприятий медицинского, педагогического и психологического направлений (Приложение А). Реализация основных мероприятий протекает в течение учебного года без отрыва от основного образовательного процесса и предполагает осуществление следующих шагов: сбор эмпирических данных о состоянии здоровья и образе жизни школьников, реализация программы, рефлексия достигнутых результатов. Содержательный компонент предложенной программы позволяет сформировать у педагогов, у школьников и их родителей представление о здоровом образе жизни, усвоить навыки заботы о собственном здоровье, способствует повышению культуры здорового и безопасного образа жизни школьников. Программа включает в себя информационные часы, практические упражнения и рекомендации, тематику родительских собраний, классных часов, дней здоровья и внеклассных мероприятий.

На первом этапе осуществляется анализ текущего состояния и планирование дальнейшей работы образовательного учреждения по данному направлению. Основными объектами анализа являются: учебная нагрузка, качество физкультурно-оздоровительной работы и деятельности по профилактике вредных привычек, содержание и формы просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями). Оценка организации режима дня и питания школьников, уровня сформированности у учащихся основных навыков гигиены, рационального питания проводится по результатам анкетного опроса. Предлагаемые анкеты составлены с учетом возрастных, физиологических и психологических особенностей для учащихся 1 – 4 классов (Приложение Б), 5 – 8 классов (Приложение В), 9 – 11 классов (Приложение Г). По итогам анализа качества и эффективности деятельности специалистов образовательного учреждения по формированию у школьников культуры здорового и безопасного образа жизни, выделяются наиболее проблемные аспекты. Систематизация полученных в ходе анализа данных позволяет разработать приоритетные направления дальнейшей деятельности по здоровьесбережению учащихся с учётом результатов проведённого анализа, а также возрастных особенностей школьников.

Второй этап – это непосредственно работа с администрацией и педагогическим коллективом учебного заведения, с учащимися и их родителями (законными представителями) по формированию и повышению культуры здорового и безопасного образа жизни (Приложение А).

Работа со школьниками, включает в себя следующие формы и направления: внедрение в систему работы школы дополнительных образовательных программ валеологического содержания (носят модульный характер и реализуются во внеурочной деятельности либо включаются в учебный процесс); организация лекций, бесед, консультаций по вопросам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий.

Просветительская и методическая работа с педагогическим коллективом направлена на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей и включает 3 основных направления: информационно – просветительскую работу с педагогическим коллективом, психолого – педагогические семинары и методическое обеспечение деятельности педагогов (Приложение А).

Просветительская деятельность с родителями (законными представителями) направлена на повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам сохранения и укрепления здоровья детей.

Реализация данной деятельности предполагает: проведение тематических лекций, семинаров, круглых столов; изучение педагогами, специалистами и родителями (законными представителями) необходимой научно-методической литературы; привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных и культурно-массовых мероприятий, спортивных соревнований для учащихся (Приложение А).

Третий, завершающий этап, предусматривает подведение итогов и оценку эффективности программы (Приложение А).

Основными результатами, на достижение которых ориентированы специалисты, реализующие данный метод, являются:

1.​ Обеспечение связи между требованиями санитарных норм и правил, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы.

2.​ Реализация эффективных механизмов совместной деятельности подразделений и служб школы с учащимися, родителями, правовыми и медицинскими работниками.

3.​ Активное и результативное участие школьников в различных интеллектуальных и творческих проектах, уменьшение числа «трудных» школьников посредством привлечения их к альтернативной деятельности.

4.​ Актуализация и формирование у школьников потребности в ведении здорового образа жизни.

5.​ Достижение основных целевых показателей: стабилизация с дальнейшим улучшением здоровья школьников; приведение уровня учебных нагрузок к нормативам; создание надлежащих санитарно-гигиенических условий, через укрепление материально-технической базы учреждений образования; повышение эффективности и качества оказания медицинской помощи; создание в образовательном учреждении здоровьесберегающей среды; формирование у всех участников образовательного процесса саногенного мышления; обеспечение физиологического уровня потребности обучающихся в энергетических веществах через рацион питания; увеличение охвата обучающихся горячим питанием; приобретение обучающимися навыков культуры здорового и безопасного образа жизни.

Важнейшим условием повышения ценности здоровья и формирования у учащихся установки на культуру здоровья является организация их самостоятельной деятельности по усвоению основ здорового образа жизни. Деятельность эта должна носить целенаправленный, планомерный и систематический характер и организовываться взрослыми (учителями, воспитателем, социальными педагогами, психологом, родителями и др.). Благодаря собственной активности, школьники более успешно усваивают основы рациональной организации режима дня и двигательной активности, правила здорового питания и личной гигиены. Для этого необходимо привлекать родителей (законных представителей) к совместной работе с учащимися и педагогическим коллективом.

Кратность проведения данной программы:

Для учащихся 1-4 классов – ежегодно;

Для учащихся 5-8 классов – 1 раз в 2 года;

Для учащихся 9-11 классов – 1 раз в 3 года.

Общешкольные мероприятия проводятся ежегодно.

Таким образом, работа по формированию у школьников установки на культуру здоровья включает в себя: создание в школе здоровьесберагающей инфраструктуры, рациональную организацию учебной и внеучебной деятельности обучающихся, организацию физкультурно-оздоровительной работы с учащимися, реализацию образовательной программы и просветительской работы с педагогами и родителями (законными представителями) с учетом валеологической направленности.

Метод, изложенный в настоящей инструкции по применению, разработан с учетом возрастных особенностей учащихся младших, средних и старших классов и ориентирован на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни учащихся путем организация их активной самостоятельной деятельности по усвоению культуры здорового образа жизни. Такой подход способствует активной и успешной социализации ребёнка в школе, развивает способность понимать своё состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня и двигательной активности, питания, правил личной гигиены. Важным аспектом реализации метода является комплексный подход к решению проблемы, что предполагает работу не только с учащимися, но и с их родителями (законными представителями) и педагогическим коллективом.

Возможные осложнения или ошибки при выполнении и пути их устранения

Отсутствуют.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.