Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Поздравляем с Днем учителя!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Голосование
Чем бы вы хотели заниматься в 6-й школьный день?
Всего 99 человек
Голосование
Чего не хватает на сайте?
Всего 91 человек
Голосование
Куда бы вы хотели съездить на экскурсию?
Всего 116 человек

Копилка классного руководителя

Дата: 6 ноября 2014 в 09:46, Обновлено 24 ноября 2016 в 08:54

В копилку классного руководителя

 

ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

 

Ежедневно

 

  1. Встреча детей, выяснение причин отсутствия обучающихся.
  2. Организация питания обучающихся.
  3. Организация дежурства в классе.
  4. Встреча с учителями-предметниками, индивидуальная работа с обучающимися.

 

Еженедельно

 

  1. Классный час.
  2. Проверка дневников.
  3. Индивидуальная работа с родителями и детьми.
  4. Работа с  активом класса.
  5. Работа с родителями (по ситуации).
  6. Встреча со школьным врачом, медсестрой.

 

Каждый месяц

 

  1. Посещение уроков своего класса.
  2. Проведение внеклассных мероприятий.
  3. Посещение семей, встреча с родительским активом.
  4. Дежурство по школе (по графику).
  5. Составление характеристик, справок, планов, отчетов (по мере необходимости).

 

Каждую четверть

 

  1. Родительские собрания.
  2. Экскурсии, культпоходы, проведение вечеров, праздников и других форм коллективной воспитательной работы.
  3. Генеральная уборка кабинетов и закрепленной территории.
  4. Анализ выполнения плана работы за четверть, коррекция плана воспитательной работы на новую четверть. Подведение итогов четверти.

 

Каждый год

 

  1. Оформление личных дел обучающихся.
  2. Сдача классных журналов.
  3. Проведение открытого мероприятия.
  4. Анализ и составление плана работы класса.
 

 

 

 

 

 

Инструктивно-методическое письмо

«Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы

в учреждениях общего среднего образования  в 2016/2017 учебном году»

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

  • Общие положения
  • Нормативное правовое обеспечение воспитания
  • Научно-методическое обеспечение воспитания
  1. Программно-планирующая документация
  2. Учетно-методическая документация
  3. Учебно-методические издания
  4. Информационное сопровождение социальной, воспитательной и идеологической работы
  • Современные подходы к организации социальной, воспитательной и идеологической работы
  1. Гражданское и патриотическое воспитание
  2. системы взаимодействия учреждения образования с семьей
  3. Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения
  4. Профилактика противоправного поведения детей и учащейся молодежи. Правовое и нравственное воспитание
  5. Трудовое воспитание, профориентационная работа
  6. Совершенствование работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день.
  • Роль классного руководителя и учителя-предметника в реализации задач воспитания

Заключение

 

  • Общие положения

С учетом актуальных тенденций развития государства и общества ориентиром совершенствования содержания воспитания является социально успешная и профессионально компетентная личность, что обусловливает целесообразность применения в воспитательном процессе компетентностного подхода. Данное положение зафиксировано в Кодексе Республики Беларусь об образовании, где в числе основных требований к организации образовательного процесса определяется ориентация на компетентностный подход.

В выступлении Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко при обращении с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию 21 апреля 2016 года подчеркивается, что система образования должна «…воспитывать нравственную личность, прививать чувство гражданской ответственности человеку с младых лет, чтобы каждый смог видеть разницу между добром и злом и выбирать именно положительную сторону любого явления. Речь идет, прежде всего, о системе патриотического, морально-этического и эстетического воспитания, которая требует всяческой поддержки развития в современных условиях».

Особая роль в процессе формирования и развития личности учащегося принадлежит воспитательному пространству учреждения образования, в котором необходимо обеспечить эффективное управление воспитательным процессом.

С целью обеспечения качества управления воспитательным процессом в целом в новом учебном году должно быть уделено особое внимание вопросам кадрового обеспечения. Усиление кадрового обеспечения идеологической и воспитательной работы должно идти за счет педагогов, способных к выполнению организаторских и административных функций и, как правило, включенных в банк данных перспективных молодых специалистов. К ним, как к представителям идеологической вертикали, сегодня предъявляются особые требования – это должны быть высокообразованные и ответственные специалисты, которые хотят и умеют работать с людьми.

Больше внимания необходимо уделять повышению квалификации всех организаторов воспитательной работы, в том числе, заместителей директоров по воспитательной работе учреждений образования, полностью использовать ресурсы системы дополнительного образования взрослых. В каждом регионе следует обеспечить действенную методическую учебу классных руководителей, специалистов социально-педагогической и психологической службы, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, как можно шире внедрять положительный педагогический опыт в области воспитания, максимально используя инновационный методический потенциал лучших учреждений образования страны.

  • Нормативное правовое обеспечение

При организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования необходимо руководствоваться нормативными правовыми документами, размещенными в  приложение 1 к инструктивно-методическому письму.

В информационно-поисковой системе «Эталон» Национального центра правовой информации Республики Беларусь размещен тематический банк данных правовой информации «Образование» (далее – БД «Образование»), который содержит систематизированные по разделам нормативные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере образования, общественные отношения по реализации права граждан на образование, вопросы социальной поддержки и защиты обучающихся, правовые отношения, регулирующие профессиональную деятельность педагогических работников. В разделе «Воспитание в системе образования» указанного БД «Образование» выделены подразделы «Социальная защита обучающихся», «Государственная молодежная политика» и др., в которых содержится перечень правовых актов по вопросам воспитания и защиты прав и законных интересов обучающихся.

 

Нормативные правовые акты, инструктивно-методические и иные материалы по вопросам организации идеологической, социальной и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования размещены на Интернет-портале Министерства образования Республики Беларусь http://edu.gov.by. в разделе «Управление социальной, воспитательной и идеологической работы».

  • Научно-методическое обеспечение
  1. Программно-планирующая документация воспитания

 Приняты Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи (далее – Концепция) и Программа непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи на 2016-2020 гг. (далее – Программа). В указанных нормативных документах определена стратегия деятельности всех участников воспитательного процесса, определены новые направления воспитательной работы (поликультурное воспитание, направленное на формирование толерантного отношения к представителям других культур, национальностей и вероисповеданий; воспитание в области охраны окружающей среды и природопользования; экономическое воспитание и др.), изменились  информационные условия ее организации. Концепция и Программа закрепили приоритеты воспитания в учреждениях образования: последовательное и активное содействие личностному становлению гражданина и патриота своей страны, профессионала-труженика, ответственного семьянина.

Программа отражает весь спектр инновационных форм и направлений работы, долгосрочных акций и совместных мероприятий со всеми заинтересованными, в первую очередь с  общественными объединениями «Белорусский союз молодежи», «Белорусская республиканская пионерская организация» (далее – ОО «БРСМ», ОО «БРПО»).

Педагогическим коллективам необходимо проанализировать результаты выполнения Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015гг. и  определить конкретные направления работы на новый пятилетний период и следующий учебный год в соответствии с вышеназванными документами.

  1. Учетно-методическая документация

Перечень документации учреждения общего среднего образования с указанием сроков хранения документов определен постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 24 мая 2012 г. № 52 (размещен на сайте edu.gov.by).

На Интернет-портале Министерства образования также размещены требования к документации, регламентирующей организацию воспитательного процесса в учреждении общего среднего образования. В данном документе отражены требования к ведению документации классным руководителем, заместителем директора по воспитательной работе, педагогом-организатором, педагогом социальным, педагогом-психологом.

Недопустимы необоснованные требования региональных управленческих и методических структур к педагогическим работникам учреждений образования по ведению не соответствующей требованиям данных документов учетно-методической документации. Обязательным к исполнению является требование Министерства образования по оптимизации документооборота в учреждениях общего среднего образования в части организации идеологической, социальной и воспитательной работы в строгом соответствии с нормативными документами.

  1. Учебно-методические издания

К учебно-методическим изданиям относятся издания, содержащие систематизированные сведения научного или прикладного характера, которые необходимы для реализации программ воспитания и изложены в форме, удобной для организации воспитательного процесса с учетом  возрастных особенностей обучающихся. К использованию в воспитательном процессе допускаются учебно-методические пособия и иные издания, рекомендованные Министерством образования Республики Беларусь, перечень которых размещен на Интернет-портале Министерства образования  Республики Беларусь http://edu.gov.by. (Приложение 2).

  1. Информационное и идеологической

Министерство образования рекомендует педагогическим коллективам руководствоваться материалами по вопросам воспитания, размещенными в сборниках нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь, на Интернет-портале Министерства образования и в Приложении 1 к данному инструктивно-методическому письму.

Особое внимание необходимо уделить структуре и содержанию официального интернет-сайта учреждения образования. Его информационное наполнение должно отражать деятельность по направлениям, определенным Концепцией и Программой. Основные аспекты организации идеологической, социальной и воспитательной работы должны быть представлены на электронных страницах в полном объеме. Сайт должен предоставлять оперативную информацию по различным вопросам обучения и воспитания, обязательно иметь в своей структуре разделы, посвященные шестому школьному дню, взаимодействию с семьей. При этом информация должна постоянно обновляться.

Посетителям должна быть представлена возможность познакомиться через сайт с системой дополнительного образования детей и молодежи, организацией работы в шестой школьный день, возможностями культурно-досуговой деятельности не только в школе, но и в районе, городе. Рекомендуется размещать описание работы объединений по интересам, фотографии  занятий и мероприятий, отзывы детей и родителей и др. Данная информация будет способствовать осознанности выбора кружка, секции, факультатива, включению обучающихся в организованную культурно-досуговую деятельность.

Необходимо регулярно размещать информацию по подведению итогов воспитательных мероприятий, оформить следующие  разделы: спортивные достижения, шестой школьный день, художественное творчество и т.д. Следует представлять на сайте активных участников, победителей спортивных состязаний, творческих конкурсов, отмечая педагогических работников и родителей, которые способствовали результативности достижений обучающихся.

Важна совместная  работа школы и семьи по информационной безопасности обучающихся в Интернете, обучению молодежи адекватному восприятию и оценке информации, ее критическому осмыслению, подготовке подрастающего

 

 поколения к безопасной жизнедеятельности в информационном обществе. Соответствующая памятка для родителей размещена на Интернет-портале Министерства образования.

Педагогическим коллективам при организации работы целесообразно  руководствоваться информационно-методическими материалами, размещенными в сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь.

  • Современные подходы к организации социальной, воспитательной и идеологической работы

В учреждениях образования необходимо обеспечить формирование у обучающихся  активности в различных сферах общественной деятельности, мотивации к труду и творчеству, способности к постоянному нравственному и интеллектуальному саморазвитию.

В качестве приоритетов в идеологической и воспитательной работе в текущем учебном году определены: гражданское и патриотическое, идеологическое, духовно-нравственное, эстетическое и правовое воспитание; развитие детских и молодежных инициатив, ученического самоуправления; организация работы учреждений образования по защите прав и законных интересов обучающихся; формирование здорового образа жизни учащейся молодежи; профилактика зависимостей, противоправного поведения обучающихся, воспитательная работа с использованием информационно-коммуникационных технологий; расширение взаимодействия учреждений образования с семьей; трудовое воспитание; профориентационная работа; совершенствование работы учреждений образования в шестой школьный день.

  1. Гражданское и патриотическое воспитание

В учреждениях образования сложилась стабильно функционирующая система идеологического, гражданского и патриотического воспитания обучающихся.

Обеспечено проведение долгосрочных массовых акций: мероприятий в рамках республиканской акции детей и учащейся молодежи «Жыву ў Беларусі і тым ганаруся», республиканской акции «Я – грамадзянін Беларусі», республиканской героико-патриотической акции «Спасибо солдатам Победы за то, что не знаем войны», ставшей одним из значимых элементов празднования 70-летия Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.

Сегодня необходимо популяризировать участие подростков и молодежи в работе гражданско-патриотических клубов по месту жительства; осуществлять работу клубов во взаимодействии с ветеранскими организациями, как непосредственными носителями патриотических ценностей; изучать историю своего района, города, героических побед земляков, жизни выдающихся и знаменитых деятелей Беларуси, родословную своей семьи и др.

В новом учебном году актуальным содержанием должна наполниться работа учреждений образования по развитию ученического самоуправления, детских и молодежных социально значимых инициатив, использованию потенциала ОО «БРСМ» и ОО «БРПО». Задача педагогов – спланировать такие формы работы, которые вызовут интерес у ребят. Очень важно, чтобы сформированные активы ОО «БРПО» и «БРСМ» являлись помощниками педагогов во всех районных и общешкольных мероприятиях, инициаторами ярких, творческих дел, различных социально значимых проектов и акций.

Предстоящие в 2016 году парламентские выборы во многом определяют содержание социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях образования в новом учебном году. Необходимо уделить должное внимание работе по изучению обучающимися избирательного законодательства Республики Беларусь, новейших достижений в социально-экономической, научной, спортивной, культурной сферах.

Главная задача в Год культуры – активизация интеллектуальных и духовных сил общества, прежде всего молодежи, для дальнейшего социально–экономического развития страны. Должна быть продолжена работа по проведению социально-значимых культурных мероприятий, направленных на сохранение историко-культурного наследия, развитие народных традиций, воспитание у граждан любви к Отечеству, а также поддержку творческих инициатив детей и молодежи.

Всегда актуальной является работа по формированию уважительного отношения к государственной символике: размещение, использование флага и герба, исполнение гимна во время торжественных мероприятий и др..

Год культуры – год популяризации белорусского искусства. В учреждениях образования предусматривается проведение комплекса мероприятий, связанных со знаковыми для культуры Беларуси юбилейными датами: 75-летний юбилей Владимира Мулявина; 125-летие со дня рождения  Максима Богдановича; 120-летие Кандрата Крапивы; 95-летие Ивана Шамякина и др.

Немалым ресурсом гражданского и патриотического воспитания является детско-юношеский туризм.

Всем управленческим структурам необходимо проанализировать итоги использования учреждениями образования перечня рекомендуемых для посещения обучающимися экскурсионных объектов и туристических маршрутов в рамках проведения учебных и факультативных занятий, внеклассных мероприятий с учетом содержания учебных программ по учебным предметам и к началу нового учебного определить обязательные экскурсионные объекты и туристические маршруты для дальнейшего использования в образовательном процессе.

 

 В целях обеспечения безопасных условий жизнедеятельности обучающихся при организации походов, туров, экскурсий необходимо руководствоваться Правилами оказания туристических услуг  (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 12.11.2014                                       № 1064), Инструкцией об организации участия обучающихся учреждений образования в туристских походах и экскурсиях (постановление Министерства образования Республики Беларусь от 17 июля 2007 г. № 35а), Правилами автомобильных перевозок пассажиров в Республике Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008 г. № 972).

Среди значимых мероприятий Года культуры в системе образования – гражданско-патриотический проект «Собери Беларусь в своем сердце» (период реализации – 2016-2018 гг.), старт которому дан в конце января 2016 года в г.Барановичи во время проведения Республиканского праздника «Барановичи – молодежная столица Республики Беларусь».

Проект направлен на изучение богатой истории и культуры родного края, ее знаменитых людей; содействие развитию внутреннего туризма, формирование активной гражданской позиции. При выборе экскурсионных маршрутов, разработке сценариев различных мероприятий рекомендуется учитывать знаменательные события истории и культуры Беларуси.

В период каникул необходимо обратить особое внимание на экскурсии, иные выезды групп учащихся за рубеж, которые должны организовываться в строгом соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования «О некоторых вопросах организации участия обучающихся в образовательных мероприятиях на территории Республики Беларусь и за границей» от 19.11.2015 № 21/6236/дс (размещено на Интернет-портале Министерства образования).

Современные реалии таковы, что именно сплоченность нации вокруг истинных, созидательных ценностей является гарантией ее сохранения и прогресса, духовного здоровья и благополучия. Поэтому не случайно на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций наша страна названа символом мира.

Продолжению работы в этом направлении в новом учебном году будет способствовать проведение в День знаний первого урока «Нам мир завещано беречь». В содержании первого урока должны быть отражены основные направления и достижения миролюбивой политики нашего государства, принимаемые государством меры по обеспечению национальной и международной безопасности.

2016 год – юбилейный год образования Содружества Независимых Государств. В декабре 2016 года исполнится 25 лет со дня подписания Соглашения о создании Содружества Независимых Государств. Сегодня СНГ – это реальный и устойчивый механизм, направленный на интеграцию и сотрудничестве во всех областях. В ходе первого урока необходимо осветить вклад Республики Беларусь в развитие Содружества Независимых Государств,  значимую роль нашей страны во всех интеграционных процессах. Методические рекомендации по проведению Дня знаний и первого урока будут опубликованы в «Настаўніцкай газеце»  и размещены на Интернет-портале Министерства образования.

  1. системы взаимодействия учреждения образования с семьей

В новом учебном году очень важно продолжить целенаправленную педагогическую деятельность по активизации  воспитательного потенциала семей обучающихся, формированию культуры семейных отношений. Всю работу по воспитанию детей и подростков необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с родителями.

В воспитании ребенка семья и школа должны выступать как единый механизм. Каждой из сторон важно стремиться к согласованности совместных действий. Педагоги, организуя деятельность по родительскому всеобучу, должны стремиться к эффективному взаимодействию с целью повышения педагогической культуры родителей. Подобная деятельность должна строиться на основе индивидуальных запросов родителей, анализа данных о положении ребенка в семье, включать активные методы взаимодействия, пропаганду позитивного опыта семейного воспитания.

Следует проводить постоянную профилактическую работу не только с обучающимися, но и с их родителями. Необходимо широко внедрять такую форму работы как школа для родителей. В ходе занятий с родителями следует выявлять существующий уровень знаний и представлений о проблемах несовершеннолетних; знакомить родителей с основными нормативными и правовыми документами Республики Беларусь; давать актуальную информацию о воспитании детей; знакомить с эффективными моделями семейных взаимоотношений и др.

Хорошо зарекомендовавшей себя формой работы с родителями является создание  при учреждениях образования семейных клубов с целью организации семейного досуга, обсуждения традиций семейного воспитания, основ народной педагогики с применением информационно-коммуникационных методов (просмотр видеоматериалов, подготовка мультимедийных презентаций и видеороликов и др.), оказание психолого-педагогической помощи родителям в разрешении проблем семейного воспитания.

Целесообразны реализация учебных программ факультативных занятий по семейному и гендерному воспитанию, перечень которых размещен в приложении 2 к инструктивно-методическому письму.

Формирование здорового образа жизни, ответственного и безопасного поведения

Актуальным направлением в новом учебном году остается дальнейшая работа по формированию здорового образа жизни и безопасного ответственного поведения учащихся. Важнейшей задачей реализации профилактических программ является формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью как к личной и общественной ценности, а также содействие в приобретении знаний, развитии умений и навыков здорового образа жизни, сохранении и укреплении здоровья, нравственного, безопасного и ответственного поведения. Главная цель работы педагогических коллективов – научить детей позитивному отношению к своему здоровью.

Необходимо активизировать работу по профилактике курения, других зависимостей; всячески поддерживать стремление молодежи вести активный образ жизни, заниматься пропагандой среди детей и молодежи принципов здорового питания.

Формировать культуру здорового питания предполагается в рамках межведомственных информационных проектов «Здоровая школа», «Здоровый класс». Данные направления деятельности нашли свое отражение в Государственной программе «Здоровье народа и демографическая безопасность на 2016—2020 годы», утвержденной в марте нынешнего года.

Одной из важных задач в текущем учебном году является повышение эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в учреждениях образования. Сегодня необходимо формирование системы доступного спорта путем расширения сети спортивных заведений, площадок «шаговой» доступности для занятий физкультурой, подвижными играми и т.д.

 

При организации профилактической работы необходимо помнить о том, что подход, основанный только на распространении негативной информации о психоактивных веществах, не является достаточно эффективным, так как не решает в полной мере проблему формирования здоровой личности и ее самореализации. Приоритетным должно являться воспитание социально активного человека, способного самостоятельно справляться с психологическими трудностями и жизненными проблемами.

В учреждениях образования необходимо  организовать  просветительскую, профилактическую, коррекционно-развивающую работу. Эта работа предваряется этапом диагностики, цель которой заключается в выявлении обучающихся, предрасположенных к формированию различных зависимостей.

Методические рекомендации по проведению психосоциального анкетирования учащихся на предмет употребления алкоголя, наркотических и психотропных веществ и их аналогов содержатся в приложении 3 к данному инструктивно-методическому письму.

Повышению эффективности профилактической работы будет способствовать использование материалов пособий «Профилактика употребления психоактивных веществ», «Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе». В пособиях рассматриваются основные понятия, причины и механизмы формирования зависимого поведения, а также профилактики наркотической и табачной зависимости детей и подростков. В качестве позитивного профилактического воздействия предлагается проведение тренинговых занятий, направленных на формирование уверенности в себе, креативности, коммуникативных способностей.

Отечественный и зарубежный опыт показывает, что в подростковой и молодежной среде эффективно работают программы равного обучения.

Для организации целенаправленной деятельности по формированию у учащихся ценностного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, освоению навыков отказа от употребления алкоголя, других психоактивных веществ, преодоления кризисных ситуаций, а также развитию умений и способов управления своим эмоциональным состоянием рекомендуется учебная программа факультативных занятий по формированию у учащихся навыков ответственного и безопасного поведения для V-VIII классов «Мы – сами» (размещена на сайте: www.adu.by).

Одной из серьезных проблем общественного здоровья, требующих постоянного внимания, является суицидальное поведение. Укрепление физического и психического здоровья, а также снижение общей смертности населения, особенно по предотвратимым причинам, является приоритетом национальной демографической политики Республики Беларусь. Важным документом, координирующим усилия государственных органов по профилактике суицидов, является Комплекс мер по предотвращению суицидального поведения населения Республики Беларусь на 2015 – 2019 гг. (утвержден Министром здравоохранения Республики Беларусь 07.04.2015).

Актуальность суицидальной проблематики требует понимания сущности явления, владения основными методами диагностики и организации профилактической работы в школе и ее сопровождения. Для организации работы в данном направлении педагогам предлагается пособие «Профилактика юношеского суицида».

  1. Профилактика противоправного поведения несовершеннолетних. Правовое и нравственное воспитание.

В новом учебном году в системе образования должна быть продолжена целенаправленная работа по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних. Необходимо обеспечить на должном уровне правовое просвещение детей и родителей, организацию занятости несовершеннолетних в свободное время, внедрять новые, интерактивные формы работы с обучающимися.

В учреждениях образования необходимо совершенствовать деятельность Советов по профилактике безнадзорности, преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних .

Реализация планов мероприятий, направленных на  профилактику противоправного поведения, всех видов зависимостей позволит обеспечить максимальный охват учащихся при проведении профилактических мероприятий.

На педагогических советах учреждений образования следует регулярно рассматривать вопросы профилактики детской и подростковой  преступности, анализировать причины совершения противоправных поступков несовершеннолетними.

Особое внимание необходимо уделять работе по профилактике семейного неблагополучия, реализации прав ребенка на жизнь и воспитание.

За период действия Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет) создана система раннего выявления детей, находящихся в социально опасном положении, сформировался механизм межведомственной работы с неблагополучными семьями.

Показателем эффективности проводимой межведомственной работы с неблагополучными семьями в регионах должно являться число детей, возвращенных в родную семью после реабилитации, и, как следствие, сокращение социального сиротства.

Социально-педагогические центры, социально-педагогические и психологические службы учреждений образования на качественном уровне должны проводить диагностическую, коррекционную, просветительскую работу: изучать условия развития и воспитания детей в семье, мир детских интересов и потребностей, отрицательные факторы

 

 

воздействия на несовершеннолетних, индивидуальные особенности личности каждого ребенка, своевременно выявлять проблемы в обучении, а также особенности детско-родительских отношений и др.

В работе по организации профилактики противоправного поведения существенным является формирование у учащихся ценностных ориентаций, определяющих выбор социально приемлемого поведения, правовое воспитание учащихся. Данная работа осуществляется через приобщение учащихся к знаниям норм права и морали, раскрытие нравственно-правовых понятий, усвоение нравственно-правовых ценностей общества.

Эффективными формами и методами работы по профилактике противоправного поведения несовершеннолетних являются индивидуальное и групповое консультирование, диспуты, игровое моделирование, решение проблемных задач и ситуаций нравственно-правового содержания, организация клубов, семейных конференций, лекций, бесед, организация профильных лагерей, проведение туристических походов.

Для учащихся 1 ступени обучения целесообразно проводить театрализованные представления по проблемам морали и права, ролевые игры по формированию навыков безопасного поведения («Как поступить?») и др. Для учащихся 2 и 3 ступеней общего среднего образования можно организовывать информационные кампании, заседания интеллектуальных клубов по вопросам права, тематические дискотеки, олимпиады и конкурсы правовых знаний, интернет-конференции, подготовку и издание буклетов, журналов, видеоматериалов, информационных листков и другой печатной продукции нравственно-правового содержания.

Одним из важнейших средств профилактики противоправного поведения и воспитания в целом является культурно-досуговая деятельность. Организация содержательного досуга учащихся, склонных к совершению противоправных поступков, находящихся в социально опасном положении, имеет целью формирование у них позитивных поведенческих установок и стремления к самосовершенствованию.

В целях обеспечения контроля за состоянием профилактической работы по предупреждению совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними следует дополнительно проанализировать работу учреждений образования по профилактике противоправного поведения детей и учащейся молодежи и принять действенные меры по ее совершенствованию: изучить причины совершения преступлений несовершеннолетними; организацию индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, состоящими на учете в ИДН; обеспечить постоянный мониторинг организации свободного времени обучающихся, в том числе в вечернее время и субботний день; принять дополнительные меры по обеспечению занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время с привлечением ресурсов не только учреждений дополнительного образования детей и молодежи, но и учреждений спорта и культуры.

Система работы по формированию у учащихся представлений о нравственных основах общества, воспитанию норм поведения представлена в пособии «Воспитать человека».

В целях организации системной работы по развитию у учащихся нравственных чувств, воспитанию высоких моральных качеств рекомендуем использовать пособие «Азбука этических ценностей». В помощь педагогам предлагаются материалы для проведения цикла этических бесед, направленных на формирование у учащихся потребностей и навыков самоанализа, самооценки, самоустановки с позиции нравственных и этических ценностей.

Важными факторами успешной реализации содержания духовно-нравственного воспитания учащихся является эффективное использование потенциала православных ценностей, изучение традиций, обычаев, культуры белорусского народа.

При организации нравственного воспитания учащихся рекомендуем использовать метод организации коллективной ценностно-ориентированной деятельности «Дебаты», метод создания условной (воображаемой) ситуации «Представьте», метод решения проблемы «Диалог-спор», метод ретроспективного анализа жизненного опыта. Формированию личностной позиции учащихся, развитию умения ее отстаивать и защищать будет способствовать использование технологий «Открытая кафедра», «Философский стол»; эффективным средством формирования ценностных ориентаций учащихся являются технологии «С великими – запросто», «Мастерская» и др.

Работу по правовому воспитанию, формированию культуры поведения детей и подростков необходимо осуществлять в тесном взаимодействии с родителями.

Особое внимание необходимо обратить на организацию и проведение совместных с родителями тематических мероприятий: родительских собраний, семинаров, уроков духовности; реализацию совместных детско-родительских проектов; проведение семейных праздников, посвященных культуре и традициям белорусской семьи.  Во взаимодействии с  заинтересованными целесообразно предусмотреть проведение тематических недель, совместных воспитательных мероприятий в рамках шестого школьного дня.

  1. Трудовое воспитание, профориентационная работа

В новом учебном году необходимо содействовать повышению эффективности трудового воспитания подростков, внедрению новых подходов к организации профориентационной работы.

Современное общество остро нуждается в профессионалах, востребованных на рынке труда и мотивированных к деятельности личными предпочтениями. В процессе проведения профориентационной работы необходимо создавать модель формирования профессиональной мобильности – способности к быстрому освоению новых профессий и новых видов деятельности, гибкости, самостоятельности, инициативности. Данную модель обязательно необходимо использовать в процессе трудового и

 

профессионального воспитания обучающихся, что предполагает консолидацию усилий школы, учреждений профессионального образования, предприятий и организаций, управлений по труду, занятости и социальной защите регионов, социума, родителей. При организации профориентационной работы в конкретном учреждении образования важно помочь выпускнику сориентироваться в мире профессий, изучить личностный потенциал и запросы, учесть потребности рынка труда в микрорайоне, в котором расположено учреждение образования.

Актуальные формы и методы формирования у обучающихся интереса к профессиональному труду: факультативные занятия, работа объединений по интересам, дни открытых дверей, экскурсии на предприятия, организация временной трудовой занятости, участие обучающих в общественно полезном труде, психологические занятия, тренинги, профориентационные игры, профинформирование с активным использованием информационных технологий и интернет-ресурсов и др.

Заслуживает внимания опыт развития предпринимательства в молодежной среде. В настоящее время небольшие учебные бизнес-компании появились во всех регионах страны. С помощью и под руководством педагогов их участники знакомятся с миром экономики, анализируют различные аспекты хозяйственной деятельности и эффективной организации производства; приобретают знания, которые помогут им быть конкурентоспособными на рынке труда; вырабатывают умения и навыки, необходимые для успешной трудовой деятельности в условиях рыночной экономики. Примерное положение об учебной бизнес-компании учреждения общего среднего образования и учреждения дополнительного образования детей и молодежи Республики Беларусь размещено  в Приложении 4 к данному инструктивно-методическому письму.

В учреждениях образования развивается новое движение – JuniorSkills, направленное на раннюю профориентацию, вовлечение обучающихся в мир профессий, оказание помощи в выборе дальнейшего профессионального пути. В связи с этим планируется поэтапное создание на базах Республиканского центра инновационного и технического творчества, областных учреждений дополнительного образования детей и молодежи высокотехнологичных площадок, деятельность которых будет основана на активном использовании современной техники, информационных и коммуникационных технологий и систем. В практику работы учреждений образования должно войти посещение таких площадок обучающимися в шестой школьный день.

Сегодня очень важно, чтобы молодежь могла вести домашнее хозяйство: умела обустраивать свой быт; распределять и выполнять ежедневные хозяйственно-бытовые обязанности. Учреждениям образования в тесном взаимодействии с семьей необходимо уделять больше внимания привитию детям полезных домашних навыков. С целью повышения эффективности работы в этом направлении рекомендуется расширять сеть объединений по интересам, открываемым  в школе по запросам детей и родителей («Умелые руки», «Умелый хозяин (хозяюшка)» и др.).

6.Совершенствование работы учреждений общего среднего образования в шестой школьный день

На постоянном контроле Министерства образования, управлений образования облисполкомов, комитета по образованию Минского горисполкома находятся вопросы организации и повышения эффективности шестого школьного дня.

Необходимо особо подчеркнуть, что в шестой школьный день акцент должен делаться на физкультурно-оздоровительные, спортивно-массовые мероприятия, трудовое воспитание учащихся и профориентационную работу.

Профориентационно-образовательный проект «Университетская суббота», проводимый впервые в 2015/2016 учебном году, – новое профориентационное мероприятие для учащейся молодежи. Проведение таких региональных мероприятий должно прочно войти в практику совместной работы учреждений высшего образования и учреждений общего среднего образования в шестой школьный день. Взаимодействие с учреждениями профессионального образования позволит учащимся получить информацию о тех профессиях, которые востребованы в стране и регионе, о перспективах развития рынка труда, наиболее реальных для трудоустройства выпускников данного учреждения образования.

В рамках реализации названного проекта в новом учебном году планируется проведение ХVII республиканской выставки научно-методической литературы, педагогического опыта и творчества учащейся молодежи  «Правильный профессиональный выбор – уверенное будущее молодого поколения!».

Работа в шестой школьный день должна найти отражение на интернет-сайтах учреждений образования. Недопустимо наличие на сайтах неактуальной информации в разделах «Шестой школьный день», отсутствие планов, графиков работы на субботу, привлекательных для учащихся и родителей анонсов воспитательных мероприятий.

На интернет-сайтах учреждений образования, в разделе «Шестой школьный день» рекомендуется размещать: распорядок работы учреждения образования в шестой школьный день, утвержденный приказом руководителя, план работы учреждения образования в шестой школьный день, графики работы спортзалов, тренажерных залов, бассейнов, расписание работы объединений по интересам, спортивных секций, учреждений дополнительного образования и др., анонсы воспитательных мероприятий, запланированных на шестой школьный день, информацию о проведенных мероприятиях и др.

Значимым ресурсом организации занятости обучающихся в свободное от учебы время, в том числе в шестой школьный день, являются учреждения дополнительного образования детей и молодежи. Хорошая практика сложилась в ряде регионов, в которых около 80% объединений по интересам   работают именно в субботу.

При наличии соответствующей материальной базы рекомендуется организовать в сельских районах на базе учреждений общего среднего или дополнительного образования детей и молодежи зональные центры по проведению мероприятий шестого школьного дня для учащихся сельских школ и при необходимости обеспечить обязательный подвоз обучающихся.

Следует обеспечить в шестой школьный день обязательную работу специалистов СППС по заранее составленному графику, в первую очередь, с детьми, находящимися в социально опасном положении, состоящими на учете в ИДН, воспитывающимися в замещающих семьях. Необходимо обеспечить их полную занятость в выходные дни с учетом

 

интересов и способностей. Суббота – благоприятный день для проведения различных воспитательно-профилактических и коррекционно-реабилитационных, развивающих и досуговых мероприятий, а также работы с родителями.

Родительская общественность должна быть максимально вовлечена в организацию шестого школьного дня. Следует более широко привлекать родителей к работе спортивных залов, школьных стадионов, спортивных секций, объединений по интересам, проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий.

Все внутришкольные, городские и районные  спортивные соревнования и мероприятия следует планировать равномерно в течение учебного года и проводить преимущественно в шестой школьный день, а также во время осенних, зимних и весенних каникул в форме физкультурно-спортивных праздников, Дней здоровья и спорта, туристских слетов и др.

  • Роль классного руководителя и учителя-предметника в реализации задач

Важнейшая роль в реализации задач воспитания на уровне общего среднего образования принадлежит классному руководителю. Именно он и его профессиональная компетентность являются ключевым элементом воспитательной системы учреждения образования. Оказать необходимую педагогическую поддержку в становлении компетентности учащихся может только педагог, проявляющий себя как компетентный субъект образовательного процесса.

Современная социально-педагогическая ситуация предъявляет высокие требования к деятельности классного руководителя, которая является достаточно специфичной в силу ее полифункциональности, вариативности, авторской природы содержания. Важно помнить о том, что профессиональная компетентность классного руководителя формируется и развивается в полной мере только в процессе осуществления им педагогической деятельности. В этой связи особое внимание необходимо уделить организации эффективной работы учебно-методических объединений классных руководителей, активизации работы классных руководителей по самообразованию. Более детальное изучение вопросов диагностического анализа воспитанности учащихся, проектирования воспитательных технологий, технологий оценки качества воспитания будет способствовать повышению уровня профессиональной компетентности классных руководителей. В помощь руководителям учебно-методических объединений классных руководителей предлагаются материалы научно-методического издания «Выхаванне і дадатковая адукацыя»; при подготовке практикумов по развитию аналитических навыков, навыков целеполагания будут полезны материалы статьи «Планирование воспитательной работы: советы специалиста».

Учитель-предметник, чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия. Важно, чтобы он имел высокую профессиональную компетентность, был сам дисциплинирован и  тактичен, умел прощать, имел хорошие коммуникативные навыки, умел владеть современными информационными технологиями.

Современный педагог – это, прежде всего, специалист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки, искусства, на практике разбирающийся в вопросах общей и особенно, детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Заключение

В целях дальнейшего совершенствования идеологической и воспитательной работы в 2016/2017 учебном году необходимо обеспечить:    разработку региональных мероприятий по обеспечению занятости несовершеннолетних во внеурочное время, в том числе в шестой школьный день, вечернее время и каникулярный период с использованием ресурсов и площадок учреждений дополнительного образования детей и молодежи, учреждений культуры, спорта, труда и социальной защиты; поэтапное создание в учреждениях дополнительного образования детей и молодежи высокотехнологичных площадок;

совершенствование работы по формированию у обучающихся навыков здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни, широкому приобщению к занятиям физической культурой и спортом; по формированию культуры безопасности жизнедеятельности;

совершенствование профилактической работы по предупреждению употребления и распространения среди несовершеннолетних наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов, предупреждению противоправного поведения  несовершеннолетних;

совершенствование работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся, формированию норм поведения (вежливости, тактичности, человеческого достоинства, уважения к старшим, соблюдение правил этикета и др.);

формирование предприимчивости, инициативы, создание условий для успешного саморазвития и самореализации  личности обучающегося через привлечение детей и учащейся молодежи к участию в социально значимых проектах;

развитие волонтерского движения, привлечение учащейся молодежи к оказанию волонтерской помощи пенсионерам, посещению детских домов, к поддержке детей-инвалидов и др.;

повышение эффективности работы по развитию у обучающихся экологической культуры, культуры природопользования, бережного отношения к родной земле;

содействие вовлечению детей и учащейся молодежи в проекты по развитию детско-юношеского туризма, туристической инфраструктуры и благоустройству туристических зон;

повышение эффективности организации шестого школьного дня;

совершенствование системы взаимодействия учреждения образования с семьей;

повышение ответственности семьи за воспитание детей.

Перечень информационно-образовательных ресурсов, рекомендуемых для использования в воспитательной работе: приложение 3 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №18; Методические рекомендации по использованию официального интернет-сайта учреждения общего среднего образования в воспитательной работе: приложение 7 к инструктивно-методическому письму «Особенности организации социальной, воспитательной и идеологической работы  в учреждениях общего среднего образования в 2012/2013 учебном году» // Сборник нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь. – 2012. – №18.

Рекомендации Министерства образования по использованию государственной символики в учреждениях образования размещены на сайте Министерства образования http://edu.gov.by. в разделе «Информационно-аналитические и методические материалы» управления социальной, воспитательной и идеологической работы.

Аксючиц, И.В. Профилактика употребления психоактивных веществ: пособие для педагогов-психологов и педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 216 с.

Аксючиц, И.В. Профилактика наркотической и табачной зависимости в школе: пособие для педагогов-психологов, педагогов учреждений общего среднего образования / И.В. Аксючиц, В.А. Хриптович. – Мозырь: Белый Ветер, 2015. – 215 с.

В помощь педагогам с целью формирования культуры здорового образа жизни рекомендуется учебная программа факультативных занятий для IX (X, XI) классов «Подготовка волонтеров к реализации подхода «равный обучает равного» (размещена на сайте: www.adu.by), реализация которой будет способствовать усвоению участниками образовательного процесса содержания равного обучения в области сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения; созданию условий для освоения волонтерами современных методов и форм реализации подхода «равный обучает равного».

Профилактика юношеского суицида: пособие для педагогов-психологов и педагогов социал. учреждений общего сред., профессионально-техн., сред.специал. образования, социально-педагогических учреждений / Г.А. Бутрим [и др.]. – Минск: Пачатковая школа, 2013. – 400 с.

Кабуш, В.Т. Воспитать человека: пособие для педагогов учреждений общего среднего образования / В.Т. Кабуш, Т.В. Плахова, А.В. Трацевская. – Минск: Зорны Верасок, 2015. – 160 с.

Азбука этических ценностей: пособие для педагогов учреждений общ.сред. образования / В.Т. Кабуш [и др.]; под ред. В.Т. Кабуша. – Минск: Нац. ин-т образования. 2013. – 192 с.

При организации работы в данном направлении необходимо руководствоваться методическими рекомендациями по организации сотрудничества учреждения образования с Белорусской Православной Церковью (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь №16, 2015)

Основы экологии и профессиональное будущее. Учебная программа факультативных занятий для IX-X классов учреждений общего среднего образования. Автор – В.Н. Ковалева (опубликована в журнале «Веснік адукацыі», №5, 2013 г., размещена на сайте: www.adu.by).

 

 

 
 
 
 
 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации и проведению информационных часов
в учреждениях образования

    Приоритетным направлением идеологической и воспитательной работы, проводимой в учреждениях образования, должно быть формирование у обучающихся, умения взвешенно и объективно давать оценку событиям, происходящим в стране, обществе. Это позволит обучающимся ощущать себя социально, нравственно, политически и юридически защищенными, сознательно и активно выполнять гражданские обязанности перед государством, обществом, народом, соблюдать и уважать законы своей страны.

Научить пользоваться информацией, извлекать ту, которая будет влиять на формирование интеллектуальных качеств обучающихся, их гражданской позиции, миропонимания, возможно только в том случае, если перед учреждением образования поставлена задача системно влиять на формирование информационной культуры обучающегося.

Одним из наиболее эффективных способов решения этой задачи в условиях учреждений образования является информационный час.

Информационный час – форма организации воспитательного процесса, направленная на формирование гражданской позиции, политической и информационной культуры обучающихся, расширение их кругозора, социализацию личности, что предполагает восприятие социального опыта, преемственность и сохранение национальных традиций и исторического наследия, участие в обсуждении экономических, социальных, политических и духовных проблем общества.

Цель информационного часа – помочь учащимся ориентироваться в потоке событий, выработать активную гражданскую позицию, почувствовать, осознанно участвовать в общественной жизни страны, отстаивать личные интересы с учетом собственной позиции.

Информационные часы проводятся один раз в неделю. Планирование тематики информационных часов в учреждениях образования рекомендуется осуществлять по четвертям, полугодиям/семестрам в соответствии с основными направлениями идеологической и воспитательной работы, определенными инструктивно-методическими письмами Министерства образования, Программой воспитания учреждения образования, планом идеологической и воспитательной работы на текущий год.

                В зависимости от объема предлагаемого материала, количества рассматриваемых тем, формы рассмотрения информационные часы подразделяются на обзорные и тематические.

Обзорный информационный час – это краткий обзор основных общественно значимых политических, социально-экономических, культурных и спортивных событий, произошедших за определенный отрезок времени в регионе, стране и мире:

·            внутренняя государственная политика (тенденции развития общества, изменения в законодательстве, экономические достижения, наиболее значимые республиканские и региональные мероприятия, проблемные вопросы, возникшие в различных отраслях, и пути их решения);

·            внешняя государственная политика (национальные интересы Беларуси в контексте современной геополитики, расширение интеграционных процессов в рамках Союзного государства, Евразийского экономического сообщества, Содружества Независимых Государств, развитие таможенного союза, позиция Республики Беларусь в решении международных конфликтов);

·            наиболее значимые события, произошедшие за рассматриваемый период в мире;

·            глобальные экологические проблемы и пути их решения;

·            новости науки, культуры, образования, здравоохранения, спорта Республики Беларусь, СНГ и других стран мира.

Обзорные часы по времени могут длиться 20-25 минут.

Тематический информационный часпосвящен одной теме и используется для более глубокого обсуждения определенной актуальной проблемы. Очень важно научить обучающихся самостоятельно вносить предложения по актуализации тем для рассмотрения и отбирать нужный материал для информационного часа.

                Тематические часы по времени могут быть более длительными – до
45 минут.

                Организация информационных часов в учреждениях образования требует тщательной работы как на этапе подготовки, так и на  этапе проведения.

                Этап подготовки

1.          Определение темы информационного часа, постановка целей и задач.

Формальный подход к выбору темы ведет к снижению личной заинтересованности и воспитательного воздействия информационного часа на участников.

2.          Определение формы проведения информационного часа.

3.          Определение модератора (ведущего).

Это может быть классный руководитель, куратор учебной группы, преподаватель или один из наиболее подготовленных обучающихся, способный с легкостью увлечь сверстников, сфокусировать их внимание на определенной проблеме.

4.          Распределение подтем информационного часа между его участниками.

5.          Разработка плана подготовки и проведения информационного часа.

6.          Разработка вопросов, конкретизирующих тему. Вопросы должны быть направлены на всестороннее раскрытие выбранной темы.

7.          Определение персональных и коллективных заданий для участников информационного часа с учетом уровня их подготовки и индивидуальных особенностей развития.

8.          Комплексное методическое обеспечение, в том числе подбор актуальных материалов по теме.

Очень важно научить учащихся самостоятельно отбирать нужный материал для информационного часа. При подборе материалов необходимо учитывать основные критерии отбора информации:

актуальность;

объективность;

 значимость;

достоверность;

оперативность;

убедительность.

                Обучающимся необходимо научить взвешенно относиться к материалам сомнительного происхождения, тенденциозности, односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности.

             Классный руководитель (куратор группы) осуществляет контроль, при необходимости, участвует в подборе актуального материала.

9.          Подготовка наглядных материалов – пособий, аудио- и видеосюжетов, при необходимости (и по возможности), работа в Интернете.

Современный классный руководитель (куратор группы), являясь активным пользователем компьютера и Интернета, готовит мероприятия с мультимедийным сопровождением в виде презентаций Power Рoint, видеороликов, слайд-шоу, подготовленных с помощью программы MovieMaker, программы обработки графических изображений FhotoShop.

Значительно повышает интерес к освещаемой проблеме использование собственных материалов участников (мультимедийных презентаций, тематических фотоколлажей, видеосюжетов и т.д.). Это привлекает внимание обучающихся к обсуждаемой теме, способствует всестороннему исследованию поставленной проблемы в дальнейшем, побуждает к ее обдумыванию, аргументированию собственного мнения.

10.       Определение инструментария оценки эффективности проведения, что: информационного часа.

При проведении информационного часа необходимо учитывать, что:

·            информационный час должен быть мобильным;

·            тема занятия должна быть актуальной, а информация для обсуждения – своевременной, интересной, ненавязчивой и убедительной;

·            при подготовке к выступлению большое внимание следует уделять статистическим данным,

·            при представлении материалов необходимо активно использовать наглядность, современные технологии (мультимедийные презентации, фото- видео- аудиоматериалы и т.д.);

·            информация, которую предлагают модератор и выступающие, должна быть оперативной и, в большинстве своем, неизвестной для аудитории;

·            предлагаемая информация должна быть беспристрастной. Модератор и выступающие не должны высказывать своих политических пристрастий;

·            информационный час должен развивать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы.

Большое значение при подготовке информационного часа имеет умение пользоваться основными источниками информации.     

Интернет

Помимо широчайшего спектра охватываемых проблем, Интернет имеет еще одно бесспорное преимущество – возможность подключения к первоисточникам информации, получения материалов по запросу, оперативного обмена опытом, идеями, технологиями с другими организациями. Поэтому целесообразно, чтобы учащиеся, имеющие доступ в Интернет, активно использовали эту возможность при подготовке к информационному часу. Использование данного источника информации способствует освоению современных информационных технологий, совершенствованию информационного и организационно-методического обеспечения проведения информационного часа, обеспечению активного взаимодействия между всеми участниками; стимулирует к более полному содержательному наполнению и постоянному обновлению информации.

Телевизионные передачи

Эффективным и интересным для аудитории является использование в рамках выступлений материалов документальных и хроникальных фильмов, информационно-аналитических передач, ток-шоу, интервью (рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеоматериала). Важно акцентировать внимание пользователей на тех информационных телепрограммах, которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее остро звучащих сегодня как в нашей стране, так и во всем мире.

Своевременное предупреждение обучающихся о том, когда и на какую тему будут демонстрироваться документальные хроникальные фильмы, информационно-аналитические передачи, ток-шоу, интервью, дает возможность включать обсуждение определенной телепередачи в ход информационного часа. Важно приобщать молодежь к систематическому просмотру таких телепрограмм как «Панорама», «Время», «Вести», «Сегодня», которые позволяют быть в курсе проблем, наиболее актуальных сегодня для нашей страны, стран ближнего и дальнего зарубежья.

При достаточной технической оснащенности кабинета, в котором проводится инфочас, рекомендуется использовать и коллективный просмотр видеосюжетов. Несомненным достоинством такой формы информирования является традиционно высокий интерес учащихся к групповым телепросмотрам, наглядность, оперативность подачи материала.

Периодическая печать

Традиционно газеты и журналы наиболее широко используются при подготовке к информационному часу. Однако монотонная подача информации, особенно некомментируемое затяжное перечитывание статей резко снижает интерес к поставленной проблеме. При подготовке материала очень важным является изучение актуальных публикаций, касающихся рассматриваемой темы. Для придания яркости и динамизма выступлению по материалам из периодической печати рекомендуется предусмотреть использование фотоиллюстраций и рисунков из журналов, газет, альбомов, различных таблиц, схем, диаграмм и др.

Печатные издания

Политический, экономический, юридический, философский словари, справочники «Страны мира», «Зарубежные молодежные организации» и другая подробная литература – неотъемлемый инструментарий в воспитании информационной культуры учащихся. Изобилие непонятных терминов, аббревиатур, ссылок на малознакомые имена, организации, события зачастую отпугивает ребят. Важно доступным языком объяснить сложные понятия и термины, использовать лингвострановедческие комментарии во время выступлений, цитировать отдельные словарные статьи с целью постоянного пополнения общественно-политического словаря пользователей. Отдельная информация из словарей и справочников может размещаться и периодически обновляться на специально оформленных стендах (например: «Время, события, люди», «Планета», «Твой политический словарь»).

                В выборе учащимися для работы печатных изданий (газет, журналов, справочников, словарей, книг) важную роль играет работник библиотеки. Необходимо, чтобы библиотекарь провел для обучающихся краткий экскурс в мир периодики, энциклопедий и других изданий с целью формирования у обучающихся четкого представления о направленности, достоверности, стиле и глубине изложения информации в том или ином издании. Рекомендуется, чтобы библиотекарь периодически знакомил обучающихся с новостями книжного рынка, а также рекомендовал для изучения на информационном часе материалы и документы.

Радиопередачи

Радиоинтервью, сводки новостей, радиокомментарии компетентных лиц могут быть с успехом использованы в ходе подготовки к выступлениям. Техническая доступность организации аудиопрослушивания позволяет использовать этот источник информации, чтобы избежать однотипной подачи материала. Радиопозывные популярных радиостанций перед каждым очередным выступлением активизируют внимание слушателей, придают информационному часу живость и динамизм.

Для проведения информационного часа могут привлекаться информационно-пропагандистские группы (ИПГ), информационные центры (при наличии). В их задачи входит:

·            информационно-просветительская работа среди обучающихся;

·            организация мероприятий, в том числе методических (акции, семинары, консультации и др.);

·            приглашение на информационные часы компетентных специалистов;

·            размещение информации о своей деятельности на интернет-страницах учреждения образования с целью оповещения обучающихся, поиска единомышленников, обмена мнениями, идеями, опытом;

·            участие в мероприятиях с курирующими и партнерскими организациями своего профиля, делегирование своих представителей на городские, республиканские, международные акции, обучение соответствующим видам деятельности на тренингах, семинарах, слетах общегосударственного и международного общения.

 

Проведение информационного часа

Ход информационного часа координирует модератор (ведущий). Он сообщает тему, цель информационного часа, обосновывает актуальность обсуждаемой проблемы, устанавливает очередность выступающих.
При проведении инфочаса важно не только уделять внимание сведениям о том или ином событии, но и пробуждать к нему интерес, заставлять задуматься, прочитать о проблеме в газете, журнале, книге, активно реагировать на происходящее. С этой целью после каждого сообщения обучающегося ведущий предусматривает для группы возможность:

задать вопросы выступающему;

дополнить сообщения иными фактами, примерами;

обменяться мнениями;

сформулировать выводы по обсуждаемому вопросу.

После завершения всех выступлений и дискуссий модератор (ведущий) подводит итог информационного часа.

Форму проведения информационных часов педагогический работник определяет в соответствии с выбранной темой («Информация +», «Информ-дайджест», «Спрашивали отвечаем», «По страницам молодежных СМИ», «Беседа за «круглым столом», «Политическая дискуссия», «Информационный ринг», «Как это было», «Годы и люди», «Пресс-конференция», «Фотокамера смотрит в мир»,

                Оценка качества проведения информационных часов

Успех информационного часа во многом зависит от актуальности, конкретности, достоверности излагаемых фактов, связи материала с проблемами молодежи и деятельностью обучающихся, заинтересованности и эмоциональности модератора, присутствия компетентных гостей, использования наглядных и технических средств обучения, вовлечения всех ребят в обсуждение вопросов, обмен мнениями.

Качество проведения информационных часов оценивается по критериям внутренней и внешней эффективности:

Инструментарием оценки внутренней эффективности информационных часов являются анкеты, отзывы обучающихся, которые они пишут по итогам проведения информационных часов.

Внешнюю эффективность – интеллектуальную и духовно-нравственную ценность избранного содержания; соответствие содержания теме, целям и задачам; использование современных технологий (компьютерных, здоровьесберегающих, личностно ориентированных); применение диалоговых приемов общения – оценивает лицо, ответственное за организацию и проведение идеологической и воспитательной работы в учреждении и/или в данном структурном подразделении.

При необходимости тематический план проведения информационных часов корректируется в зависимости от актуальности тех или иных проблем, вопросов, мероприятий, акций.

Грамотное проведение информационных часов является серьезной предпосылкой активного вовлечения молодежи в социально-экономическую и культурную жизнь государства, чем и объясняется столь пристальное внимание к технологии и содержанию данного мероприятия.

 

 

 

 

 

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.