Новости проекта
Отвечаем на ваши вопросы!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Новинка! Отчеты по ведению электронного журнала
Конкурс продолжается!
Голосование
Чем бы вы хотели заниматься в 6-й школьный день?
Всего 100 человек
Голосование
Чего не хватает на сайте?
Всего 93 человека
Голосование
Куда бы вы хотели съездить на экскурсию?
Всего 118 человек

Профилактика вредных привычек

Дата: 22 ноября 2015 в 11:04
Автор: Кувик А. А.

Профилактикa вредных привычек у подростков

(в помощь педагогу при организации и проведении родительского собрания)

Психологические особенности подросткового возраста

Большинству подростков присущи экспериментаторство, независимость, упрямство; эмоциональность, чувствительность, индивидуализм; подверженность различным влияниям со стороны окружающих, в первую очередь со стороны сверстников; особое положение в обществе; приверженность к своей группе, ценностям, принятым в ней; гормональные изменения подросткового периода.

Особенности подростковой психики характеризуются прежде всего разрывом между зрелостью физической, психической и социальной. Именно эта диссоциация и обуславливает определение подросткового возраста как трудного. Физическая зрелость у подростков опережает социальную в среднем на 5-7 лет.

Среди основных поведенческих реакций подросткового возраста необходимо выделить прежде всего реакцию эмансипации и реакцию группирования.

Реакция эмансипации состоите явном стремлении освободиться от контроля, опеки и руководства со стороны взрослых. Внешне это может проявляться в негативизме по отношению к родителям, преподавателям, в стремлении противоречить, поступать по-своему. Реакция может протекать мягко, выражаясь только в самоутверждении, и бурно, в виде бунта против всего мира взрослых с его ценностями, доходя порой до антисоциального поведения.

Реакция группирования выражается в мощном стремлении сплотиться со сверстниками. Чем меньше значения подросток в это время придает оценке своих действий со стороны взрослых, тем больше он зависим от мнения сверстников.

При работе с молодыми людьми необходимо знание особенностей психологии, чтобы понимать проблемы молодежи, не осуждать, не читать нравоучений, использовать демократичную модель общения.

Переходный возраст – это период конфликтных отношений подростков со взрослыми. Это естественно, потому что подростковый возраст – это своего рода второе рождение ребенка, когда физическое развитие организма и созревающий интеллект побуждают подростка примерять на себя новую общественную роль и бросать вызов старшим.

В это время подросток пытается обрести свое взрослое «Я». Эти поиски своего нового «Я», а также моральные и физические искания могут приводить к стрессам и возникновению трудностей в общении со взрослыми. Выглядя взрослыми и уже не чувствуя себя детьми, подростки очень переживают, что их не воспринимают как взрослых и что в силу возраста они все еще ограничены в свободе действий.

В общественной жизни подростка важным моментом являются их личные привязанности. В этом возрасте они стремятся развивать отношения со своими ровесниками. Характер этих отношений может быть самым разным: от крепкой дружбы до принадлежности к одной группе или команде. Такое поведение возникает из потребности действовать независимо от взрослых и быть принятым среди сверстников: начинают одинаково одеваться, сбиваться в группы, придумывать свои шутки и собственный жаргон, использовать в своем поведении так называемые атрибуты взрослой жизни (косметика, манеры поведения, сигареты, спиртные напитки и т.п.). Но знания подростков о влиянии алкоголя и табака на организм человека не удерживают их от проб этих веществ. То же  верно и в отношении других вредных привычек, которые возникают, как ответ на необходимость справиться с трудными ситуациями или как ответ на средовые сигналы.  Молодые люди начинают брать на себя определенные обязательства и сталкиваются с проблемами, таящими в себе опасность. Одновременно происходит и отчуждение от родителей. Теперь главную роль, оказывающую влияние на принятие решений, играют их сверстники. Именно референтная группа становится для них местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважения. И часто именно авторитетный член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для подражания,   определяет ведущие ценности группы. Поэтому очень важно, чтобы кумиром подростков оказался человек, чьими жизненными ценностями являлись бы здоровье, самосовершенствование, независимость и автономность. Таким человеком может стать подросток, обладающий качествами социального лидера. Говоря на одном языке со своими сверстниками, он может создать условия для открытого, искреннего общения, обсуждения и осознания многих вопросов, стоящих перед подростком.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.