Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 6 КЛАССЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»

Дата: 17 апреля 2019 в 14:51
Автор: Кувик А. А.

Государственное учреждение образования

«Кольненский детский сад – средняя школа»

ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В

 6 КЛАССЕ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ»

                                                                                 Сакула Светлана Михайловна

                                                                учитель математики

                                                        8 (02353) 93674

                                                                       e-mail: sakulasm@mail.ru

1.Информационный блок

Актуальность опыта

 На современном этапе развития общества усиливается роль образования в процессе подготовки специалистов, способных эффективно решать социально-экономические проблемы. Эта особенность характерна для всех развитых стран, в том числе и для Беларуси. Данное обстоятельство также задаёт определённые ориентиры в развитии математического образования, так как происходит стремительная математизация и компьютеризация всех областей человеческой деятельности и математика востребована всем ходом социально-экономического и научно-технического прогресса, она становится не только уделом специалистов, но и неотъемлемой частью жизнедеятельности всякого человека. В этих условиях обществу необходим человек, способный к активному творческому овладению знаниями, умеющий быстро и адекватно реагировать на меняющуюся ситуацию и прогнозировать развитие событий.

 Образование уже сейчас должно дать человеку не только сумму базовых знаний, не только набор полезных и необходимых навыков труда, но и умение самостоятельно воспринимать и осваивать новое: новые знания, новые виды и формы трудовой деятельности, новые приемы организации и управления. [1,с.3]. Неслучайно в учебной программе по математике утверждается, что образовательный процесс направлен на дальнейшее формирование у учащихся математической компетенции, а также развитие средствами математики коммуникативной, учебно-познавательной, информационной и других ключевых компетенций; овладение учащимися универсальными учебными действиями как совокупностью способов действий, которые обеспечивают возможность самостоятельного усвоения новых знаний и умений,  эффективного решения разного рода жизненных задач. [2,с.123-124]. Поэтому проблема развития самостоятельности, самореализации и качественного математического образования молодого поколения особо актуальна.

Развитие самостоятельности является важнейшим элементом учебной деятельности школьников. Между тем считаю, что самостоятельная работа остаётся наиболее слабым местом в системе навыков учебного труда многих учеников, что непосредственно влияет и на качество математических знаний.

Поэтому целью моей педагогической деятельности является создание условий для успешного обучения учащихся посредством использования элементов самостоятельной деятельности  на уроках математики.

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

- изучить и проанализировать научно-методическую литературу и опыт коллег по проблемам самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики;

- собрать тематический материал, используемый для самостоятельной работы учащихся;

- апробировать на уроках математики формы, методы и приёмы, активизирующие самостоятельную деятельность учащихся;

- совершенствовать методы и формы обучения с широким внедрением самостоятельной работы учащихся на уроке;

- оценить результативность использования самостоятельных работ в обучении математике в 6 классе.

Продолжительность работы над опытом 5 лет:

  1. Подготовительный этап – изучение и анализ психолого-педагогической литературы (2011г.).
  2. Этап практической реализации – апробирование на уроках математики  в 6 классе форм, методов и приёмов, основанных на самостоятельной деятельности учащихся и способствующих повышению качества математических знаний и умений (2011-2015 г.).
  3. Этап обобщения опыта – разработка, проведение открытых уроков, выступление на методических объединениях учителей (2016 г.).

2.Описание технологии опыта

2.1.Ведущая идея опыта

         Ведущая идея моего педагогического опыта заключается в системном использовании на уроках математики в 6 классе элементов самостоятельной деятельности учащихся, содействующих повышению качества математических знаний и умений, формированию и развитию таких качеств личности как мобильность, способность принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

         Творческий подход к работе, потребность в самостоятельности, умения и навыки самостоятельной работы не приходят сами собой, они формируются, воспитываются в ходе всего процесса обучения, причём степень самостоятельности работ учащихся от класса к классу должна возрастать. Считаю, что особое место в организации самостоятельной работы учащихся занимает 6 класс. Курс математики 6 класса является фундаментом для математического образования и развития школьников. Именно в 6 классе закладывается база для дальнейшего изучения математики и способствует приобретению практических навыков в осуществлении математических операций, необходимых в повседневной жизни. На этом этапе вводится понятие десятичных дробей и рациональных чисел, процентов и пропорций, в основном заканчивается обучение счёту на множестве рациональных чисел. Вводится понятие числовых множеств, элементов теории множеств, формируются навыки решения практико-ориентированных задач, развиваются навыки моделирования условий текстовых задач с использованием таблиц, схем, диаграмм, графиков. Повторяются, систематизируются и развиваются представления учащихся о числовых выражениях и выражениях с переменной, формируются навыки тождественных преобразований выражений с использованием законов сложения и умножения. На наглядно-интуитивном уровне с опорой на имеющиеся пространственные и конструктивные навыки учащихся вводится геометрический материал, продолжается знакомство со свойствами геометрических фигур. Серьёзное внимание уделяется обучению детей проводить рассуждения и простые доказательства, давать обоснования выполняемым действиям. Закладываются основы для изучения систематических курсов алгебры, геометрии, физики, химии, географии. Практическая значимость школьного курса математики 6 класса состоит в том, что предметом её изучения являются пространственные формы и количественные отношения реального мира.

         Исходя из этих особенностей, можно сделать вывод, что учащиеся 6 класса сталкиваются с большим объёмом новых математических знаний, что часто приводит к трудностям в их усвоении. А чтобы знания превратились в умения и навыки, необходимо, чтобы учащиеся действовали, проявляли самостоятельность в усвоении знаний, преподносимых учителем на уроке, потому что самые прочные знания это те, которые получены самостоятельно. Поэтому  организация самостоятельной работы учащихся 6 класса приобретает особое значение. Кроме того, если не привить навыки самостоятельного приобретения знаний в 6 классе, то можно просто упустить время и возможности.

2.2.Описание сути опыта

Самостоятельную работу  правомерно рассматривать как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность, средство её логической и психологической организации [10,с.26]. Самостоятельная работа учащегося, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достичь поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных и физических действий [5,с.32].

Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

  Начиная с 6 класса,  учащиеся пишут много самостоятельных работ по разным темам.   Работы рассчитаны на 15-20 минут.   Эффективность таких работ зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у учащегося ещё не окончен процесс корректировки собственных знаний. Поэтому, делая анализ самостоятельных работ, я не просто констатирую количество ошибок, а провожу их разбор, с тем,  чтобы учащиеся смогли до конца понять задание, в котором сделали ошибки. Для себя делаю выводы о степени усвоения материала. Пересматриваю подходы объяснения нового материала, обязательно включаю примеры, в которых было допущено большинство ошибок в следующие самостоятельные работы, провожу индивидуальные консультации для учащихся по теме. Учащиеся, выполняющие часто самостоятельные работы на уроке, чувствуют себя более уверенно и при выполнении контрольной работы. Они с легкостью выполняют и домашнее задание. 

При организации самостоятельных работ учитывается, что все учащиеся работают в разном темпе и требуют разную степень помощи. Быстрота выполнения заданий зависит не только от степени подготовки учащегося, но и от его индивидуальных физиологических способностей. Работы предлагаются четырех вариантов. Тем учащимся, которые работают медленнее, стараюсь выдать задание в первую очередь. В 6 классе работы мало отличаются степенью сложности. Одинаковый уровень сложности работ в этом классе обусловлен тем, что учащиеся должны хорошо научиться считать, решать уравнения, усвоить все действия с дробями, положительными и отрицательными числами, научиться отмечать точки на координатной плоскости, моделировать условие текстовой задачи. А излишне сложные задания, с которыми ученик не в состоянии справиться, могут привести к тому, что он потеряет веру в свои силы, и эта неуверенность будет мешать ему при решении более простых задач.  При организации самостоятельных работ пользуюсь пособиями «Математика 6. Самостоятельные и контрольные работы в 4 вариантах» Е. П. Кузнецовой, «Устный счёт», Ю.К. Войтовой, а также сборниками задач. Работа с  карточками-заданиями  удобна в том плане, что экономится много  времени. Задания  составлены так, чтобы при их выполнении большинство вычислений и преобразований можно было производить устно. Учащиеся сами выбирают уровень сложности и  сами оценивают свои знания и возможности. Если у них что-то не получается, можно взять карточку уровня ниже. Если они легко справились с карточкой  более простого уровня, могут взять карточку более сложного. Это дает возможность учащимся объективно оценить свои знания на конкретном этапе изучения темы. Они ставят перед собой  конкретные цели и могут оценить уровень сложности материала для    получения той или иной отметки. Для организации индивидуальной работы часто использую пособия А.М. Лукашёнок «Тесты по математике для поурочного контроля», «Разноуровневые карточки для индивидуальной работы по математике».

Для выявления состояния знаний по математике на начало учебного года в 6 классе на первых уроках провожу входной тест-контроль. В тест стараюсь включить задания из основных разделов по программе 5 класса. Результаты  чаще всего показывают, что учащиеся испытывают трудности при выполнении заданий со смешанными дробями. Такая диагностика позволяет в дальнейшем провести коррекцию знаний учащихся, чтобы обеспечить успешное усвоение новых знаний.

На каждом уроке учителю наряду с планированием учебного материала необходимо продумывать и вопрос о том, какие навыки самостоятельной работы получит на этом уроке ученик. Знания, которые усвоил ученик сам, значительно прочнее тех, которые он получил после объяснения учителя. Здесь же решается и большая воспитательная задача – привитие навыка самостоятельности в работе вообще, возможности в дальнейшем самостоятельно ликвидировать пробелы в заданиях, расширять знания, творчески применять их в решении каких-то практических задач  [6, с.76]. 

Практически на каждом уроке, кроме проверочных и контрольных работ, которые запланированы на 45 мин., стараюсь проводить устный счёт. Хорошо развитые у учащихся навыки устного счета - одно из условий их успешного обучения в дальнейшем. Систематическое проведение устных вычислений дисциплинирует учащихся, развивает внимание, наблюдательность, смекалку, повышает культуру вычислительных навыков.

 Для подведения итога изучения темы «Действия с десятичными дробями» предлагаю учащимся  таблицу с аналогичным названием  (Приложение 1). Таблица содержит 3 столбца примеров с десятичными дробями на все арифметические действия. В каждой строке задания однотипные, столбцы по уровню сложности не отличаются. Учащиеся могут выполнять задание в парах, группах, по одному.

Для дальнейшего успешного изучения математики, физики, химии учащиеся должны приобрести навыки уверенного беглого счета. Стараюсь сделать так, чтобы устный счет воспринимался учащимися как интересная игра. Применяю разнообразные приемы и методические находки в своей работе: "Беглый счет", "Счет-дополнение", «Эстафета», «Корректор», но наиболее интересны учащимся те задания, которые они придумывают самостоятельно. Примеры к таким заданиям учащиеся придумывают либо на уроке по образцу, либо дома  по заданной теме.

Анализируя опыт своей работы и опыт работы других учителей по этой теме, сделала вывод, что при изучении нового материала примерно на 70% уроков преобладает усвоение учащимися готовых знаний; абсолютное большинство самостоятельных работ приходится на закрепление изготовленного материала непосредственно после его изучения и на проверку знаний учащихся. Поэтому в практике своей решила увеличить число самостоятельных работ, которые готовят учащихся к изучению нового материала и содержат новую для учеников информацию. Одним словом, как можно шире применять обучающие самостоятельные работы. Приведу пример такой работы на уроке изучения нового материала по теме «Длина окружности».  (Приложение 2). Все этапы этой работы связаны между собой. Изложение любого теоретического вопроса курса математики опирается на ранее изученный материал, строится на известных учащимся фактах, правилах, выводах, которые являются частью новой информации. Это позволяет начать урок не с объяснения учителя, а с самостоятельной работы учащихся. Поэтому  первое и второе задание этой работы составлены так, чтобы повторить необходимый материал для понимания нового. В третьем задании применяются вычисления и преобразования, которые являются составной частью нового правила (формулы). После выполнения этого задания вместе с учениками выводим новую величину (число π) и формулу длины окружности.  Четвёртое и пятое задания проводятся на контрольно-оценочном этапе урока и служат для самоконтроля и выявления детьми уровня их компетентности в решении задач, а также для ликвидации пробелов, анализа собственной деятельности [6, с.94]. При выполнении заданий допускаю индивидуальные консультации, ученикам разрешаю консультироваться друг с другом. Но даже в этом случае каждый ученик выполняет свое задание самостоятельно. Это гарантируется различными результатами, полученными в работе. Средний балл за работу – 8,3.

          В школьном курсе математики значительная часть времени отведена на изучение функций. И это не случайно. Умения, приобретаемые школьниками при изучении функций, имеют прикладной и практический характер. Они широко используются при изучении  как курса математики, так и других школьных предметов, находят широкое применение в практической деятельности человека. [4, с.176]. И первые навыки и умения для дальнейшего изучения функций учащиеся приобретают  на уроках математики в 6 классе при изучении темы «Координатная плоскость». Для того, чтобы сформировать прочные умения и навыки в построении графиков, моделировании реальных процессов на координатной плоскости и чтении графиков, чтобы каждый ученик мог выполнять основные виды заданий самостоятельно,  на своих уроках применяю тренировочные самостоятельные работы (Приложение 3.1). Более объёмные задания (Приложение 3.2) даю на дом: ученикам предлагаются карточки, на них написаны координаты точек, которые нужно отметить  на координатной плоскости, последовательно соединяя их отрезками. Получается изображение какого-либо животного. Домашнее задание предлагаю выполнить на отдельных листах, по желанию можно раскрасить. После выполнения задания можно  организовать выставку работ «Весёлый зоопарк». Такие домашние задания очень привлекательны, абсолютно посильны и понятны любому ученику, их выполнение очень хорошо стимулирует самостоятельную деятельность учащихся.

            Большое значение в процессе обучения математике имеет понимание школьниками практической значимости учебного материала, перспективы его использования. Поэтому при изучении любого теоретического материала стараюсь сразу же приводить примеры из жизни, задачи, где этот материал находит фактическое применение. Именно при таком подходе создаются предпосылки активного применения математических знаний, способность трудиться самостоятельно и творчески, умение работать с учебной и справочной литературой. На уроках решения практико-ориентированных задач в 6 классе провожу  практикум по решению задач практического содержания.  Считаю, что проведение таких уроков-практикумов помогает понять, как ученики сумеют применить полученные математические знания в реальной жизни. Ребята приходят на такие занятия с удовольствием. Начинают работать группами по 3-4 человека. Каждая группа получает карточку с задачами практического содержания. Ученики оживленно обсуждают решение каждой задачи, выбирают способ решения, вспоминая теоретический материал важных разделов математики школьного курса: «Отношения. Пропорции. Масштаб», «Проценты», «Решение задач на движение» (Приложение 4). Задачи такого рода закрепляют специальные математические умения, например,  измерительные навыки, навыки счета и вычислений. А самое главное,  показывают нужность математики во всех сферах человеческой деятельности: в строительстве, сельском хозяйстве, транспорте. Математика нужна в кулинарии, в правильном распределении средств при ведении домашнего хозяйства. Если ученик самостоятельно может решить каждую из поставленных задач - это говорит о том, что он хорошо подготовлен к жизни и труду.

2.3.Результативность и эффективность опыта

Опыт моей работы позволяет сделать следующие выводы: систематическое проведение самостоятельных работ   значительно  улучшило качество математической подготовки учащихся (Приложение 5); мои ученики приобрели навыки более качественно, конкретно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, контролировать результаты учебной деятельности.

            В процессе самостоятельной работы развиваются  и совершенствуются такие качества как внимание, настойчивость, привычка к точности и аккуратности. Преодоление трудностей способствует подготовке деятельных и инициативных участников жизни.  Учащиеся активно принимают участие в общешкольных внеклассных мероприятиях, районных и республиканских  предметных конкурсах.

Заключение

Подводя итог, хочется отметить, что изучение данной темы останется для меня актуальной и в дальнейшей работе. Проведённая работа помогла систематизировать собранный материал, определить основные направления в моей деятельности на пути к формированию способностей учащихся самостоятельно планировать  и критически оценивать свою деятельность, принимать самостоятельные решения, отстаивать свои взгляды и убеждения.

Мой опыт был представлен на районном и школьном методических объединениях, педсовете, в рамках проведения предметных недель, при проведении открытых уроков.

Список литературы

1.Концепция учебного предмета  «Математика»//Матэматыка: праблемы выкладання. – 2009. - №4. - 64 с.

2.Учебная программа по учебных предметах для учреждений общего среднего образования с белорусским языком обучения и воспитания 6 класс. – Минск: Национальный институт образования, 2016. -308 с.

3. Войтова, Ю.К. Устный счёт в 6 классе: упражнения: тесты / Ю. К. Войтова.- Минск: Аверсев, 2011. -144 с.

4.Демидова, С.И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике  (формирование умений самостоятельной работы): Сб. статей/ С.И. Демидова. – М.: Просвещение, 1985. – 191 с.

5.Есипов, Б.П. Самостоятельная  работа учащихся на уроках.- М.,Учпедгиз,1961. – 239 с.

6.Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учителей. / Н. И. Запрудский - Минск, 2004.-288 с.

7.Кузнецова, Е.П. Математика. Самостоятельные и контрольные работы. -Минск, 2009.-175 с.

8.Кухарев, Н.В. Формирование и диагностика познавательных интересов и умственной самостоятельности учащихся.- Гомель, 2004.- 24 с.

9.Лукашенок,  А.М. Разноуровневые карточки для индивидуальной работы по математике.- Мозырь,2011.-109 с.

10.Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико-экспериментальное исследование./П.И. Пидкасистый  - М.Педагогика,1980.-240 с.

Приложение 1

Действия с десятичными дробями.

1

2

3

2,5 + 1,2 =

2,5 + 2,2 =

2,5 + 3,2 =

125 : 0,5 =

125 : 50 =

125 : 5 =

17 – 2,3 =

17 -3,3 =

17 – 4,3 =

6,1 · 2 =

6,1 · 3 =

6,1 · 4 =

3 + 2,1 =

3 + 3,1=

3 + 4,1=

3,6 : 0,4 =

36 : 0,4 =

0,36 : 0,4 =

25,1 - 3 =

25,1 – 4 =

25,1 – 5 =

7 · 2,2 =

7 · 2,3 =

7 · 2,4 =

3,5 + 2,2 =

3,5 + 2,3 =

3,5 + 2,4 =

10 : 0,2 =

20 : 0,2 =

30 : 0,2 =

7 - 2,3 =

6 – 2,3 =

5 - 2,3 =

0,1 · 5 =

0,1 · 7 =

0,1 · 8 =

2,2 +3,8 =

2,3 + 4,7 =

2,4 + 5,6 =

4,4 : 4 =

3,3 : 3 =

5,5 : 5 =

3,2 - 0,12 =

4,1-0,08

5,3-0,14 =

2,5· 5 =

3,6 · 3 =

2,7 · 2 =

0,5 + 5,3 =

0,6 +4,3 =

0,7 + 3,2 =

64 : 0,4 =

84 : 0,7 =

72 : 0,6 =

2 – 0,36 =

3 - 0,54 =

4 – 0,78 =

1,2 · 0,3 =

2,2 · 0,4 =

3,1 ·  0,3 =

0,15+0,9 =

0,17+0,9 =

0,19+0,9 =

35 : 0,5 =

42 : 0,7 =

64 : 0,8 =

3,5 – 1,7 =

2,3 – 1,8 =

4,2 – 1,8 =

0,2 · 45 =

0,3 · 30 =

0,4 · 20 =

Приложение 2

Тема: Длина окружности

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний

Цели урока: получение опытным путем зависимости между длиной

окружности и её диаметром, выведение формул длины окружности,  применить их для решения задач; развитие навыков самостоятельности в выполнении заданий; развитие умений сравнивать, анализировать, делать выводы, способствование дальнейшему развитию внимания, наблюдательности, самоконтроля учащихся; воспитание аккуратности и дисциплинированности школьников, умения работать в тишине, помогать товарищам, стремления к познавательной активности.

Оборудование: листы с заданиями самостоятельной работы (приложение 2.1), мерные ленты, линейки, циркули, калькуляторы, цилиндры, физические приборы, футляры цилиндрической формы.

Ход урока

  1. Ориентировочно-мотивационный этап

1.1.Определение темы и целей урока

Окружность. С математической фигурой «окружность» вы знакомы почти с самого детства. Она встречается в предметах, которые нас окружают. Где в жизни мы встречаемся с формами, дающими представление об окружности?

(Ученики называют предметы, в которых они видели окружность, показывают её на предметах, которые находятся у них на столах, в классе).

А можем ли мы измерить длину окружности? И каким образом? (При помощи веревки, нити, затем распрямить и измерить линейкой). Удобен ли этот способ?

Итак, ребята, сегодня на уроке наша задача найти универсальный способ для нахождения длины окружности, познакомиться с одним удивительным числом и применить наш способ для решения практических задач.

Учитель знакомит учащихся с этапами работы на уроке. Запись даты и темы урока в тетрадях.

1.2. Актуализация знаний и умений учащихся.

Ранее мы познакомились с некоторыми элементами окружности. Назовите их. (Центр, радиус, диаметр, их обозначение). Как связаны радиус и диаметр окружности?

Выполнение заданий №1, №2 на листах.

  1. Операционно-познавательный этап

2.1.Создание проблемной ситуации

Каждая окружность, кроме названных вами элементов, имеет ещё и длину.

(Учитель показывает длину окружности при выпрямлении окружности, сделанной из металла).

 Давайте попробуем её измерить с помощью мерной ленты.

(Два  ученика измеряют).  Запишем результат в тетрадь. Радиус и диаметр имеют своё обозначение. Длина окружности тоже имеет своё обозначение.

Обозначение длины окружности. Запись в тетрадь.

2.2.Практическая работа

Выполнение задания №3

2.3.Проверка работы, вывод.

Несколько учеников записывают свои результаты на доске. Делают выводы во сколько раз длина окружности больше своего диаметра.  Обозначение приближенной величины .

2.4.Историческая справка

Сообщение учащегося о числе .

2.5.Вывод формул длины окружности

Используя свои выводы и заключения учёных, получили, что для любой окружности С : d = .   Вывод формул. Запись в тетради.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

А теперь ребята встали
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись влево, вправо
Тихо сели, вновь за дело.

2.6.Решение задач

Решение №10.66(1,3), 10.67(1,3). [№ 10.68].

  1. Контрольно-коррекционный этап

3.1.Выполнение заданий №4,5

3.2.Подведение итогов урока.

3.3. Рефлексия

3.5. Домашнее задание: №10.66(2,4), 10.67(2,4).

 

 

 

Приложение 2.1

 Самостоятельная работа  

Длина окружности

  1. Заполните таблицу:                                              

38 см

27 м

40,4 см

240 см

  1.   

d

r

36 см

24,5 м

66,2см

82м

  1. Нарисуйте окружность произвольного радиуса и измерьте её диаметр    

                                                                                                            

                                                                                                                                                                       

  1.                                                                                            =

  1. Сделайте необходимые измерения и заполните таблицу:

Длина окружностиС (см)

  • d (см)

                 C : d

  1. По формуле      вычислите длину окружности из №2.

  1. Радиус окружности равен 4,6см. Вычислите её длину.

Приложение 3.1

Графики реальных процессов: изменение суточной температуры воздуха

а)                                                                                                  б)

в)                                                                                                 г)

   

д)                                                                                             е)

ж)                                                                                             з)

Ответы к карточкам 1,2.

Карточка 1.

Отметьте точки на координатной плоскости и соответственно соедините их.

A (6;6), B(3;7), C(0;8), D (-3;5),  

E (-6;3), F (-8;5),G (-5;7),D (-3;5);

  

Карточка 2

  Отметьте точки на координатной плоскости и соответственно соедините их.

  K(-15;-7),  L (-10;-5),    M (-6;-5),    N (-3;-6),     O  (-1;-10),    P(5;-10),         R(6;-6),        N (-34;-6)

Приложение 3.2

Карточка №1 «Кошка»

(-15; -4) (-15;-3) (-14;-4) (-13;-4) (-10;2) (-1;2) (1;3) (4;3) (6;5) (7;5) (7;4) (8;3) (8;2) (8,5;1) (6,5;0) (5,5;0,5) (5;0) (9;-7) (10;-7) (10;-8) (8;-8) (3;-3) (1;-4) (-4;-4)
(-6;-3) (-7;-5) (-8;-6) (-8;-7) (-7;-7) (-7;-8) (-9;-8) (-10;-6) (-10;-2) (-13;-5) (-14;-5) (-15;-4)

 

 

Карточка №2    «Страус»

(-9;4) (-7;2) (-3;3) (2;3) (7;1) (3;10) (4;11) (6;11) (9;10) (7;9) (6;9) (6;8) (8;3) 
(8;-2) (3;-4) (4;-9) (7;-12) (8;-12) (8;-13) (7;-13) (3;-9) (1;-5) (-3;-5) (-7;-7)
(-9;-12) (-11;-13) (-11;-12) (-10;-12) (-9;-7) (-6;-4) (-8;-3) (-9;-1) (-7;-2) (-9;0) (-9;4)



Карточка №3 «Динозавр»

(-5;-8) (-4;-7) (-4;-3) (-5;1) (-8;9) (-11;9) (-11;10) (-9;12) (-7;12) (-2;1) (3;2) (9;1)
(12;-2) (12;-6) (9;-10) (6;-11) (7;-9) (9;-6) (9;-4) (7;-3) (7;-7) (6;-8) (4;-8) (5;-7) 
(5;-3) (3;-4) (0;-4) (-2;-3) (-2;-7) (-3;-8) (-5;-8)

Карточка №4 «Осьминог»

(-4;6) (-6;8) (-5;14) (-1;15) (3;14) (5;11) (2;7) (8;8) (10;5) (12;5) (10;3) (7;6) (3;4) (7;2) (7;-2) (8;-3) (5;-3) (5;1) (1;3) (1;-1) (-1;-3) (-1;-4) (-3;-4) (-1;-1) (-2;3)(-6;-1) (-5;-4) (-7;-5) (-7;-4) (-8;-1) (-5;3) (-9;1) (-11;1) (-9;2) (-6;5) (-4;6)

Карточка №5 «Слон»

 

 

(-6;-1) (-5;-4) (-2;-6) (-1;-4) (0;-5) (1;-5) (3;-7) (2;-8) (0;-8) (0;-9) (3;-9) (4;-8)
(4;-4) (5;-6) (8;-4) (8;0) (6;2) (4;1) (0;1) (-2;2) (-6;-1) (-10;-2) (-13;-4) (-14;-7)
(-16;-9) (-13;-7) (-12;-10) (-13;-14) (-10;-14) (-10;-13) (-9;-13) (-10;-9) (-5;-9)
(-5;-15) (-2;-15) (-2;-10) (-1;-10) (-1;-11) (-2;-13) (0;-15) (2;-11) (2;-9)

Приложение 4

КАРТОЧКА № 1

  1.  Построить круговую диаграмму «Расходы семьи за месяц», если известно, что квартплата и коммунальные  платежи составляют – 150 руб., на питание тратится - 200 руб., накопления - 100 руб.,  на одежду, обувь в среднем тратится - 200 руб., на прочие расходы и покупки - 250 руб.   Каков бюджет этой семьи?
  2. Для выпечки одной булочки нужно 57г готового теста. Потери при выпечке составляют 13% от массы теста. Определите массу 25 готовых булочек.
  3. Определить расстояние между г. Гомель и г. Житковичи, используя карту Гомельской области.

КАРТОЧКА № 2

  1. На сахарный завод привезли свеклу,    из которой получается 12% сахара. Сколько получится сахара из 30 т свеклы этого сорта?
  2. а) Длина  изделия  на  выкройке  75см. Найдите  масштаб   чертежа, если  на  нем  длина  сарафана  будет  равна  15см (для девочек).

б) Длинадетали300 мм. Какойиспользовалимасштаб, если начертежееедлинаравна60мм? (для мальчиков).

     3. На круговой диаграмме показано распределение  посевных  площадей под зерновые культуры в агрохозяйстве. Сколько гектаров отведено под рожь, если пшеницей засеяно 240 га?

                                                                                           

                                                                                             37,5 %

                                                                                                      30%  

                                                                                                               18,5 %                                                                 

КАРТОЧКА № 3

  1. Какое количество досок потребуется для покрытия пола мастерской размером 16 5м, если длина доски 5,1м, ширина 30см?
  2. Срочный вклад, положенный в сберегательный банк, ежегодно увеличивается на 2%. Каким станет вклад, если положить 1200 рублей на 3 года?
  3. Ключ на рисунке, выполненном в масштабе 5:1, имеет длину 7,5 см. Какую длину будет иметь этот же ключ на рисунке, выполненном в масштабе 2:1?

Приложение 5

Качество знаний учащихся 6 классов

Более подробно с работой можно познакомиться тут

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.