Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 1 человек

Рекомендации педагогам по вопросам обучения учащихся 2024-2025

Дата: 18 марта 2023 в 10:36, Обновлено 18 октября 2024 в 14:58
Автор: Кувик А. А.

Рекомендации педагогам по развитию учебной мотивации

1. Поддерживать и формировать интерес к информации

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается.

2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия

Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.

3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.

5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.

6. Актуализировать творческую позицию детей

С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.

7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других

Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.

8. Создавать ситуацию успеха и социального признания

Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.

9. Использование мотивов избегания наказания, получения материальных выгод и преимуществ

Весьма распространенный и часто действенный способ стимуляции активности. Более того, для многих школьников младшего и среднего школьного возраста практически незаменимый: если внутренние источники познавательной активности слабы, желание проявить себя и заявить о себе не развито, без них трудно обойтись. Но нужно понимать, что такого рода гедонистические стимулы исчерпаемы и для своей подпитки требуют постоянного увеличения «габаритов» как наказания, так и поощрения. Если они — единственный источник активности, вряд ли мы можем ожидать от ребенка хороших учебных результатов.

Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПОДДЕРЖКИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

1.     Создавать доброжелательную атмосферу в классе.

2.     Поддерживать творческую исследовательскую активность учащихся, включенность их в различные виды деятельности

3.     Предоставлять возможность учащимся самим оценивать свою деятельность

4.     Использовать в работе необычные формы преподнесения учебного материала, вызывающие отклик у учеников (познавательные игры, ситуации спора,  дискуссии, анализ жизненных ситуаций и др.), а так же занимательность изложения материала( пример, опыты, парадоксальные факты).

5.     Мастерски использовать чувство юмора в определенных ситуациях, занимательность в изложении материала.

6.      Умелое использование совета, направляющего ученика на правильное решение, вместо прямого вмешательства в выполнение задания.

7.     Умело применять поощрения и порицания, терпимое отношение к различным   негативным проявлениям учеников.

8.     Опора на то положительное, что есть в каждом ребенке.

Рекомендации психолога по стимулированию интересов ребенка:

  1. Использовать индивидуальный подход на уроке, преподносить материал в игровой форме для развития  атмосферы творчества и заинтересованности.
  2. Информировать ребят о многообразии мира человеческих увлечений.
  3. Организовывать игры, занятия, способствующие активизации определенных интересов и склонностей детей.
  4. Проводить воспитательные беседы с второклассниками на темы желаний и увлечений и того, как это может повлиять на их будущее.
  5. Вовлекать учащихся в классные и внеклассные мероприятия в соответствии с их интересами и способностями.
  6. Вовлекать учащихся в кружковую деятельность, способствующую развитию их способностей и интересов.

Учителю 1 класса от психолога: к моменту поступления в школу дети способны: 

  1. осознавать свое поведение в обществе ровесников и взрослых, общаться, проявлять интерес к другим людям;
  2. выполнять основные правила этикета в быту и во время игры;
  3. управлять своим поведением, знать границы дозволенного, выполнять требования взрослых;
  4. проявлять интерес к новым знаниям;
  5. наглядно-образно и действенно-образно мыслить;
  6. владеть достаточным словарным запасом;
  7. правильно произносить все звуки;
  8. различать геометрические фигуры, классифицировать фигуры по форме, цвету, размеру, выделять их в предметах окружающего мира;
  9. срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, буквы, цифры;
  10. различать и воспроизводить несложные рисунки, выполнять ритмические движения;
  11. не отвлекаясь заниматься однотипной деятельностью не более 10 — 12 минут;
  12. переключаться на разные виды деятельности не более 3 раз в течение урока;
  13. некоторое время сосредоточиваться на одном предмете, одном задании. Эта способность к непродолжительной сосредоточенной деятельности является начальной формой произвольного внимания, управление которым развито еще очень слабо;
  14. запоминать определенный объем информации (при этом преобладает непроизвольное запоминание). Объем памяти возрастает при активной эмоциональной подаче информации, осознанном восприятии и запоминании;
  15. эмоционально реагировать на неуспехи и неудачи в своей деятельности;
  16. остро чувствовать характер отношения взрослых (особенно учителя) к себе;
  17. эмоционально, иногда неадекватно реагировать на замечания учителя, критику своей деятельности (маленькие школьники чаще заинтересованы не содержанием предмета и способом его преподавания, а своими успехами в нем: они с большим желанием занимаются тем, что у них лучше получается). Учитывая это, любой предмет можно сделать интересным для каждого ученика, если создать для него на уроке ситуацию успеха.

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Застенчивым детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрия - за свое здоровье и здоровье родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность, застенчивость. Важно, как выглядит в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают. Склонны к суициду (самоуничтожение). Внушаемы.

Рекомендации по работе с застенчивым ребенком:

  1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
  3. Включать в общественные посильные дела.
  4. Хвалить самостоятельность.
  5. Стимулировать личную ответственность.
  6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен понимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расстаться с вами успокоившись.
  7. Если уровень его притязаний завышен, помогите найди адекватный.
  8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
  9. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.

Как правило, это дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное ошибиться или кого-то подвести. Задача учителя – научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.