Примерные функции классного руководителя (педагога) по выполнению
Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» №18 от 26 декабря 2006г.
1. Обследует (посещает) все семьи учащихся (воспитанников) класса в установленные законодательством сроки для составления социального паспорта класса, учреждения образования, а также с целью изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних.
2. Выявляет несовершеннолетних, проживающих в семьях, проявляющих признаки социального неблагополучия.в ходе осуществления образовательного процесса.
3. Выявляет нарушения прав и интересов детей и дает информацию педагогу социальному (общественному инспектору по защите прав детей) о критериях и признаках социально опасного положения несовершеннолетних.
4. Участвует вместе с педагогами СППС учреждения образования в социальном расследовании и составлении предложений о мероприятиях по выведению из социально опасного положения.
5. Участвует в реализации Планов в соответствии с функциональными обязанностями: посещает семьи, дает рекомендации по вопросам воспитания и обучения, контролирует их выполнение, ведет соответствующие записи – дневник классного руководителя, письменные заключения, письменные рекомендации, акты.
6. Информирует педагога социального (общественного инспектора по охране детства) об изменениях в семье и поведении ребенка, обсуждает с ним предполагаемые действия.
7. Участвует в принятии решения по судьбе несовершеннолетнего, выносит вопросы по семьям, оказавшимся в неблагополучной ситуации на Совет профилактики или педсовет.
8. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.
9. Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).
Педагог-психолог учреждения образования.
в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» №18 от 26 декабря 2006г
1. Оказывает содействие педагогу социальному в выявлении несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении. 2. Принимает участие в проведении первичного обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних, в проведении целевых посещений несовершеннолетнего в течение учебного года. 3. Участвует вместе с педагогами СППС учреждения образования в социальном расследовании, составлении и реализации Плана помощи несовершеннолетнему и Плана по защите прав несовершеннолетнего. 4. Осуществляет диагностическое обследование несовершеннолетнего и его семьи. 5. Консультирует классных руководителей, воспитателей по вопросам работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, и семьями, снятыми с учета. |
|
Работа с детьми: |
|
Наблюдение, беседы, тесты, проективные методики (конфиденциальная информация фиксируется в справке по результатам обследования). |
|
- диагностика жестокого обращения с детьми; |
|
- исследование личностных особенностей ребенка; |
|
- изучение познавательных процессов; |
|
- диагностика интереса к обучению в школе; |
|
- изучение внутригрупповых отношений; |
|
- изучение компетентности в общении; |
|
- диагностика индивидуальных особенностей, влияющих на межличностные отношения. |
|
1.Коррекционно-реабилитационная работа ведется в соответствии с выявленными проблемами (девиантное поведение, гиперактивность, страхи, чувство вины, горе, гнев, агрессия, замкнутость и т.д.). 2.Результаты заносятся в учетную документацию. 3.Направления диагностической и коррекционно-реабилитационной работы обсуждаются и с другими специалистами, которые ведут работу с ребенком и его семьей. 4.Выводы и рекомендации для педагогов, родителей также доводятся до сведения специалистов. |
|
Работа с родителями: |
|
1.Посещение семьи совместно с социальным педагогом, беседы, консультации, анкетирование. 2.Результаты заносятся в учетную документацию. 3.Информирование педагогов. |
|
- выявление особенностей внутрисемейных отношений; |
|
- определение психологической атмосферы в семье; |
|
- диагностика родительских установок и реакций; |
|
- обработка результатов диагностики; |
|
- установление ведущей причины семейного неблагополучия; |
|
- организация психопросвещения по овладению родителями психологическими знаниями в области семейного воспитания; |
1.Формы работы: групповая, подгрупповая, индивидуальная (лектории, семинары, тренинги, консультации). 2.Информация фиксируется в журнале консультаций, аналитических справках, журналах групповой работы. 3.Групповая работа ведется по программам, утвержденным в установленном порядке. |
- поиск семейных ресурсов, оказание помощи по изменению отношений в семье; |
|
- прослеживание динамики развития детско-родительских отношений. |
|
Работа с педагогами: |
|
- углубление психологических знаний педагогов о личностных трудностях детей, находящихся в социально опасном положении; |
1.Выступления на педсоветах, проведение семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, индивидуальных консультаций (материалы проводимых мероприятий). 2.Памятки, рекомендации, выработка алгоритма деятельности. |
- повышение уровня эмпатиии педагогов; |
|
- формирование навыков оказания помощи детям с различными формами девиантного поведения; |
|
- выработка эффективного стиля руководства внутригрупповыми процессами в классе; |
|
- подготовка методического обеспечения для работы с семьей. |
|
1.Принимает участие в подготовке проекта межведомтсвенного плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего. 2.Принимает участие в комиссии по отобранию ребенка. 3.Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка). 4. Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации. |
Педагог социальный учреждения образования.
в рамках выполнения Декрета Президента «О дополнительных мерах
по государственной защите несовершеннолетних в неблагополучных семьях» №18 от 26 декабря 2006г
1.Ведет социальный паспорт школы.
2.Ведет банк данных детей, состоящих на всех видах учета.
3.Выявляет и ведет учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, оказавшихся в социально опасном положении.
4.Консультирует классных руководителей, воспитателей по вопросам работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении, и семьями, снятыми с учета.
5.Принимает заявки на проведение социального расследования.
6.На основании распоряжения руководителя учреждения образования проводит совместно с педагогами и классными руководителями социальное расследование.
7.Отвечает за составление перечня мероприятий по выведению из социально опасного положения.
8.Выступает инициатором признания детей в социально опасном положении, представляет для этого документы в координационный совет.
9.Курирует на уровне учреждения образования выполнение всеми ответственными мероприятий по выведению из СОП.
10.Осуществляет мониторинг положения в семье и оценивает риски для ребенка.
11.Готовит документы в координационный совет об отмене решения о признании находящимися в СОП.
12.Готовит ходатайство с пакетом документов на признание детей, нуждающимися в государственной защите:
13.Принимает участие в комиссии по отобранию ребенка.
14.Сотрудничает с другими учреждениями и организациями по выполнению межведомственного плана, информирует районный координационный совет о ходе выполнения намеченных в плане мероприятий.
15.Принимает участие в патронате семьи (после возвращения ребенка).
16.Несет ответственность за несвоевременность выявления семейного неблагополучия, за достоверность и конфиденциальность информации.
,