ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«КОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ:
«Система военно-патриотического воспитания в средней общеобразовательной школе»
Исполнитель: Бердичевец С.В. |
руководитель по военно-патриотическому воспитанию |
ГУО «Коленская средняя школа» |
тел 8 (02353) 75573 |
e-mail: kolnoschool@zhitkovichi.gov.by |
аг. Кольно 2024
Содержание
1. Информационный блок ………………………….…………………………..... 3 |
1.1 Название темы опыта…………………………………………………….... 3 |
1.2 Актуальность опыта………….……………………………………………… 3 |
1.3. Цели опыта…………………………………………..……………………...... 4 |
1.4. Задачи опыта ……………………………………………………………….. 4 |
1.5. Длительность работы над опытом, этапы………………………............. 4 |
2. Описание технологии опыта……………………………………...................... 5 |
2.1. Ведущая идея опыта……………………………………………………........ 5 |
2.2. Описание сути опыта……………………………………………………...... 5 |
2.2.1 Создание военно-патриотического класса …...........................…………… 5 |
2.2.2 Подготовка знамённых групп …………………………………………… 7 |
2.2.3 Участие в акциях и проведение общешкольных мероприятий……...... 7 |
2.2.4 Взаимодействие с общественными объединениями и участие в конкурсной деятельности ……………………………………………………… 8 |
2.3. Результативность и эффективность опыта……………………...………… 9 |
3. Практические рекомендации……………………………………………….... 10 |
3.1. Выводы………………………………………………………………………. 10 |
3.2. Рекомендации по использованию педагогического опыта ……………. 11 |
Список литературы………....………………………………………………........ 12 |
Приложения: |
Приложение 1 …………………………………………………………………… 13 Приложение 2 …………………………………………………………………… 16 Приложение 3 …………………………………………………………………… 19 |
1. Информационный блок
1.1 Название темы опыта: «Система военно-патриотического воспитания в средней общеобразовательной школе»
1.2 Актуальность опыта
Актуальность данного опыта заключается в том, что военно-патриотическое воспитание относительно недавно возникло в средних общеобразовательных школах Республики Беларусь, как отдельное направление педагогической воспитательной деятельности. Современные реалии таковы, что общая доступность информации в сети Интернет даёт не только толчок к развитию, но также способствует тому, что определённые деструктивные сообщества и группы имеют возможность негативно воздействовать на подрастающее поколение. Происходит подмена ценностей и понятий. Неокрепшие умы идут на поводу у экстремистских формирований, становясь невольными участниками различных антигосударственных акций и протестов, неосознанно способствуя дестабилизации обстановки в стране. Военно-патриотическое воспитание призвано встать на пути подобных проявлений. В процессе военно-патриотического воспитания формируется уважительное отношение к государственной символике, любовь к родине и своему народу, национальная гордость и патриотическое сознание. Формирование этих качеств личности несовершеннолетних способно выступить своеобразной защитой против ложной информации, попыток навязать насилие и агрессию.
Поскольку патриотизм не врождённое качество, то необходимо проводить определённую систематическую работу по его формированию
[1, с. 113]. Наиболее подходящий социальный институт для этого – общеобразовательная школа. Во-первых, школьный возраст наиболее благоприятный для формирования сознания будущего гражданина. Во-вторых, в школе имеется необходимый инструментарий и человеческий ресурс.
Если говорить о военной составляющей процесса военно-патриотического воспитания, то здесь актуальность заключается в первую очередь в допризывной подготовке. Так как в последние годы сократился срок службы в армии, ослабла роль допризывной подготовки в современной школе, именно военно-патриотическое воспитание закрывает эти пробелы и способствует более высокому уровню подготовки допризывника [2, с. 103]. Будущий защитник отечества приходит служить в армию не новичком, а уже в некоторой степени подготовленным человеком, имеющим представление об оружии, дисциплине, воинском долге. А это очень важно, особенно на современном этапе.
Таким образом, актуальность военно-патриотического воспитания в средней общеобразовательной школе не вызывает сомнений.
Объект исследования: процесс военно-патриотического воспитания в средней общеобразовательной школе
Предмет исследования: система военно-патриотического воспитания в Коленской средней школе в 2023/2024 учебном году
1.3 Цель опыта: описание системы работы по военно-патриотическому воспитанию, обоснование её эффективности.
1.4 Задачи:
- прививать глубокое уважение к национальному наследию, традициям, обычаям, культуре народа Беларуси;
- познакомить учащихся с содержанием Конституции Республики Беларусь – основным Законом государства;
- создать условия для:
- воспитания у учащихся уважительного отношения к символам государства (гербу, флагу, гимну Республики Беларусь);
- формирования чувства гордости за свою страну и готовности к выполнению социальной роли гражданина Республики Беларусь;
- воспитания уважения к вооруженным силам Республики Беларусь и защитникам Отечества;
- формирования у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.
- приобщать учащихся к историческому наследию белорусского народа, воспитывать уважение и развивать интерес к родному языку, культуре, истории, дать знания о народной философии жизни.
1.5 Длительность работы над опытом.
Работа над опытом длилась в период 2023-2024 учебного года на базе Коленской средней школы.
2. Описание технологии опыта
2.1 Ведущая идея опыта
Ведущая идея опыта заключается в том, что процесс военно-патриотического воспитания на современном этапе развития педагогической мысли является неотъемлемой частью воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе. Он служит для воспитания патриота и будущего защитника отечества. Позволяет организовать систему работы, направленную конкретно на формирование качеств личности будущего патриота: любовь к родине, уважение к истории своего государства его символике, патриотического сознания в целом. А также закрывает государственный заказ по подготовке допризывника. В отличие от воспитательного процесса в целом, позволяет более узко и целенаправленно планировать и осуществлять деятельность.
2.2 Описание сути опыта
Система военно-патриотического воспитания в Коленской средней общеобразовательной школе состоит из нескольких реализуемых направлений, каждое из которых решает конкретную задачу [3, с. 16]. Наиболее значимых масштабных четыре: создание военно-патриотического профильного класса, подготовка знамённых групп, участие в различных акциях и проведение общешкольных мероприятий, взаимодействие с общественными объединениями. Мой опыт работы базируется на реализации перечисленных направлений, а его анализ и обобщение позволяют понять и оценить значимость и эффективность проводимой работы по военно-патриотическому воспитанию.
2.2.1 Создание военно-патриотического класса
Самым первым и, наверное, самым важным направлением работы руководителя по военно-патриотическому воспитанию в средней общеобразовательной школе является, на мой взгляд, создание военно-патриотического класса. Для успешной работы в любой деятельности необходимы хорошие инструменты. Именно профильный класс выступает в роли подобного инструмента в процессе военно-патриотического воспитания. Он даёт возможность педагогу создать фундамент для будущей деятельности. Становится отправным пунктом и базисом, на который может в последующем рассчитывать педагог [4]. Именно класса, а не клуба. Формат класса предполагает более высокий уровень сплочённости и командного единства, особенно на начальной стадии работы. В отличие от клуба ребята в классе более тесно общаются, проводят практически все время вместе.
На базе 5 класса в Коленской средней школе в период 2023/2024 учебного года был создан профильный класс по военно-патриотическому воспитанию. За год работы уже можно говорить об определённых результатах. Начинал я свою работу с информационных выступлений «Государственная символика Республики Беларусь», «Своей страной гордиться надо!», «Гордимся армией своей», «История современной Беларуси» и др. Когда у учащихся сформировались первичные базовые понятия о патриотизме, любви к родине, когда они вникли в проблематику, я начал использовать интерактивные формы работы: игры «Защитники отечества», «Пройти путём призывника», «Военный –почётная профессия», круглые столы и диспуты «Что даёт нам Родина?», «Какую роль несут государственные символы», «Чем мы можем быть полезны отечеству» и др.
Естественно, в первую очередь все учащиеся выучили наизусть гимн Республики Беларусь, национальную символику нашего государства. Разобрались в атрибутике национального герба и флага.
Во втором полугодии 2023/2024 учебного года пришла идея создать на базе класса несколько отдельных групп: информационная, организационная, творческая и обучающая. Участники групп полноценно принимали участие в процессе военно-патриотического воспитания учреждения. Информационная группа осуществляла проведение информационных выступлений для учащихся начальной школы по теме государственности и патриотизма в рамках классных и информационных часов. Также распространённой формой работы стали инфоминутки – короткие выступления до 5 минут в формате информационных сообщений в классах и на коридоре с использованием наглядных материалов переносного мультиборда. Изначально деятельность осуществлялась под контролем руководителя по военно-патриотическому воспитанию, но уже в конце учебного года участники информационной группы могли самостоятельно проводить информационную работу [4].
Организационная группа занималась планированием деятельности класса, распределением обязанностей учащихся, осуществляя организационную помощь педагогу. Юные организаторы планировали и проводили акции, участвовали в общественной жизни школы.
Участники творческой группы принимали участие в творческой деятельности, представляли класс в различных конкурсах творческой направленности. За учебный год ребята узнали, какие у кого таланты и способности.
Самая значимая деятельности досталась обучающей группе. В неё вошли только три учащиеся. Но их миссия стала самой важной и ответственной. Ребята реализовывали технологию РОР – равный обучает равного[3, с. ]. Они выступали в роли тренеров и учителей: проводили практические занятия со сверстниками. Форма проведения – игра. Другие формы работы пока не использовали. За 2023/2024 учебный год было проведено пять обучающих: «Рыцари и принцессы», «Где у Родины начало», «Быть патриотом!», «Будущий защитник», «Внимание! Геноцид!». Участники данной группы со следующего учебного года будут задействованы также в работе школьной службы медиации.
В целом, формат военно-патриотического класса полностью себя оправдал и позволил создать задел для успешной будущей работы по военно-патриотическому воспитанию. В рамках одного учебного года уже удалось подготовить крепкую команду помощников.
2.2.2 Подготовка знамённых групп
Подготовку знамённых групп можно выделить как отдельное направление в процессе военно-патриотического воспитания в средней общеобразовательной школе. В 2023/2024 учебном году я набрал и подготовил четыре состава знамённых групп: учащиеся 10-11 классов, учащиеся 8-9 классов, учащиеся 6-7 классов и отдельно учащиеся 5 класса военно-патриотического профиля. Разбивку по возрастам делал из расчёта преемственности и передачи опыта. Старшие классы брал по два с той целью, чтобы после выпуска 11 класса десятиклассники могли бы занять их место и помочь идущими следом девятиклассникам. Так как старшие школьники гораздо чаще удостаивались чести выносить знамя на значимых торжественных мероприятиях.
Подготовку знамённых групп начинал с азов: строевой подготовки и теоретического материала по государственной символике. Считаю, что без теоретического подкрепления невозможно в процессе строевой подготовки научить уважительному отношению к знамени. Несовершеннолетний должен понимать, что вынос знамени – это оказанная честь. Знамя – это ценный символ государства и к нему необходимо относится с уважением, нести его с гордо поднятой головой.
Ребята из составов знамённых групп понимают, что они особенные. Им доверена ответственная и почётная миссия. Они любят свою страну и с любовью и уважением относятся к её символам.
При подготовке знамённых групп ребята становятся более ответственными, самостоятельными, дисциплинированными, учатся брать ответственность на себя, готовятся к будущей службе в армии [5, с. 19].
Считаю необходимым отметить, что ребята из знамённых групп отличаются хорошей осанкой и выделяются физическими данными, чему поспособствовали долгие часы строевой подготовки. Таким образом, получается, что подготовка знамённых групп, как форма работы, способствует ещё и укреплению физического здоровья подрастающего поколения. А также затрагивает реализацию целей по формированию здорового образа жизни.
2.2.3 Участие в акциях и проведение общешкольных мероприятий
Самое масштабное и объёмное направление в работе руководителя по военно-патриотическому воспитанию. Здесь речь идёт не только и не столько о работе со знамёнными группами и деятельности военно-патриотического класса, а больше о работе со всеми учащимися учреждения.
При введении должности руководителя по военно-патриотическому воспитанию, на республиканском уровне был разработан календарь различных акций и мероприятий общереспубликанского масштаба, в которых должно принять участие каждое учреждения общего среднего образования. Это акции «Вместе за сильную и процветающую Беларусь», «Единством сильны», «Добру открываются сердца», «Памятник» и др. (приложения 1, 2).
Учащиеся Коленской средней школы в 2023/2024 учебном году принял участие во всех плановых акциях республиканского масштаба. Однако, стоит отметить, что военно-патриотическое воспитание должно осуществляться на постоянной основе, а не эпизодически, только в дни республиканских акций. Поэтому я планировал свою работу по военно-патриотическому воспитанию исходя из календаря республиканских акций, а также добавлял свои мероприятия. Проект «Дорогами памяти», конкурс знатоков «Люби и знай родной свой край», недели здоровья и спорта, презентация «Мой край», встречи с героями современности, военнослужащими срочной службы, просмотр военно-патриотического видео и фильмов, внеклассное мероприятие «Дети – жертвы геноцида в годы Великой Отечественной войны» и мн. др.
Делая план мероприятий насыщенным, я создаю процесс непрерывного военно-патриотического воспитания. Практически каждый день ребята из профильного военно-патриотического класса и из состава знамённых групп участвуют в мероприятиях либо заняты подготовкой к ним. Остальные учащиеся школы также не могут и не должны оставаться в стороне. Поэтому свою работу строю таким образом, чтобы все учащиеся в той или иной мере были вовлечены в процесс военно-патриотического воспитания. В 2022024 учебном году реализовывал проект «Память одна нам дана». Суть проекта заключалась в том, чтобы на протяжении второго учебного полугодия учащиеся собирали и исследовали традиции своей семьи, историю семьи в годы Великой Отечественной войны. Участие в проекте позволило длительный период времени создавать дух всеобщего патриотизма в рамках формирования информационного пространства учреждения.
2.2.4 Взаимодействие с общественными объединениями и участие
в конкурсной деятельности
Деятельность руководителя по военно-патриотическому воспитанию неразрывно связана с работой руководителей общественных объединений – БРСМ, БРПО, октябрят, волонтёрских отрядов [5, с. 20].
Все учащиеся класса военно-патриотического профиля являются пионерами, и их пионерская деятельность тесно связана с деятельностью класса. Ребята из числа знамённых групп также являются активными участниками БРСМ и БРПО. Поскольку деятельность общественных объединений более развита, так как существует уже значительно больше, то естественно, что руководитель военно-патриотического воспитания практически всегда принимает участие в их мероприятиях, тем более, что они практически всегда носят патриотический характер.
Однако, стоит понимать, что процесс военно-патриотического воспитания в своей плоскости шире, чем деятельность общественных объединений и пересекается с ними тематически, включая в себя и другую деятельность военно-патриотической направленности. Общественные объединения ограничены своими внутренними планами работы и календарём мероприятий. В процесс военно-патриотического воспитания включена деятельность всех объединений, но военно патриотическое воспитание не ограничивается лишь деятельностью общественных объединений.
При составлении плана работы я тоже беру в расчёт мероприятия пионеров и БРСМ. Зачастую принимаю участие в подготовке к мероприятиям общественных объединений, к подготовке отдельных учащихся и групп учащихся. Готовлю почётный караул, тренирую горнистов и барабанщиков, Руководители общественных объединений в свою очередь оказывают помощь при проведении акций и мероприятий, разработке сценариев, проведении репетиций. Таким образом, получается, что деятельность руководителя по военно-патриотическому воспитанию неосуществима без тесного взаимодействия с руководителями общественных объединений.
Для поддержания боевого духа и активации мотивации достижений, я организовываю участие несовершеннолетних в различных групповых командных конкурсах военно-патриотической направленности. Как показывает практика, участие в подобных конкурсах здорово сплачивает детский коллектив, делая его ещё более слаженным. Поэтому считаю, что участие в конкурсной деятельности является неотъемлемым элементом военно-патриотического воспитания, так как даёт возможность детям добиться близких поставленных целей, показывает им близкий и ощутимый результат, что добавляет сил и воодушевления на длительном пути военно-патриотического воспитания.
2.3 Результативность и эффективность опыта
Помимо повышения мотивации достижений и способа сплочения детского коллектива, участие в конкурсах позволяет оценить и фактически проследить результативность и эффективность проводимой работы в детском коллективе относительно коллективов других учреждений.
В 2023/2024 учебном году учащиеся принимали участие в четырёх конкурсах военно-патриотической направленности и в каждом из них показали достойные результаты:
- диплом ІІ степени на районном этапе в военно-патриотической игре «Орлёнок»;
- диплом І степени на районном этапе в спортивно-патриотической игре «Зарница»;
- диплом І степени на районном этапе в спортивно-патриотической игре «Зарничка»;
- диплом І степени на районном этапе смотра-конкурса знамённых групп «Равнение на флаг» (приложение 3).
Ребята из Коленской средней школы оказались сильнейшими на районном уровне практически во всех проводимых командных конкурсах военно-патриотической направленности. Это как минимум говорит о том, что процесс военно-патриотического воспитания в Коленской средней школе движется правильным курсом. Запланированные и реализованные формы и методы работы выбраны верно, что позволило ученическому коллективу стать сплочённым, единым целым, овладеть необходимыми умениями и навыками.
Исходя из выше описанного, считаю, что полученные результаты в полной мере свидетельствуют об эффективности проводимой работы
3. Практические рекомендации
Как у всякой осуществляемой деятельности, у процесса военно-патриотического воспитания есть свои особенности и конечная цель. И анализ этих особенностей, а также достижимой цели выступают показателями успешности и эффективности. Поэтому целесообразно будет поделиться выводами и дать определённые рекомендации по использованию данного опыта.
3.1. Выводы
1. Процесс военно-патриотического воспитания неделимо связан и является частью общего воспитательного процесса в средней общеобразовательной школе.
2. Военно-патриотическое воспитание способствует сплочению ученического коллектива и способствует формированию патриотического сознания подрастающего поколения.
3. Военно-патриотическое воспитание позволяет прививать глубокое уважение к национальному наследию, традиция, культуре. Помогает создавать условия для уважительного отношения к государственной символике, формирования чувства гордости за свою страну и готовности выполнения социального долга гражданина Республики Беларусь, уважения к вооружённым силам Республики Беларусь и защитникам Отечества.
4. Военно-патриотическое воспитание способствует формированию у юношей морально-психологической и физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины.
5. Процесс военно-патриотического воспитания состоит из нескольких взаимосвязанных структурных компонентов, совокупность которых делает его непрерывным и наполненным: создание военно-патриотического класса, подготовка знамённых групп, проведение общешкольных мероприятий и участие в республиканских акциях, взаимодействие с общественными объединениями и участив конкурсной деятельности.
6. Процесс военно-патриотического воспитания неделимо связан с деятельностью общественных объединений. Оба эти вида деятельности взаимно дополняют друг друга.
7. Участие в конкурсной деятельности по военно-патриотической направленности позволяет сплотить детский коллектив и даёт возможность исходя из результатов делать выводы о результативности и эффективности проводимой работы. Работа руководителя по военно-патриотическому воспитанию конкретного учреждения образования не должна выпадать из контекста деятельности других учреждений. Это позволит получить понимание о правильности и уровне эффективности проводимой работы.
8. Военно-патриотическое воспитание должно носить непрерывный, а не эпизодический характер.
9. В течение одного учебного года возможно создать эффективно функционирующую систему военно-патриотического воспитания, подготовить группы помощников, наладить взаимодействие с БРСМ, БРПО.
3.2. Рекомендации по использованию педагогического опыта
Данный педагогический опыт вполне возможно использовать в средних общеобразовательных школах.
Самой значимым моментом считаю создание отправной точки, фундамента – создание военно-патриотического класса. Его необходимо создавать в начале учебного года. И тогда уже к началу второго полугодия у вас появится команда помощников, что позволит разнообразить формы и методы работы, сделать больший охват аудитории.
Также рекомендую наладить тесное взаимодействие с руководителями БРСМ и БРПО. Поскольку деятельность руководителя по военно-патриотическому воспитанию всё рано тесно перекликается с деятельностью общественных объединений, это позволит более продуктивно запланировать работу на учебный год (полугодие), скоординировать общие направления работы.
При подготовке знамённых групп обратить внимание на подготовку нескольких разновозрастных составов знамённых групп, чтобы заложить традиции преемственности.
Можно использовать элементы данного опыта работы при организации работы с профильными классами: деление на группы по направлениям деятельности.
При проведении занятий по строевой подготовке лучше использовать первую половину дня. Во второй половине дня учащиеся неохотно выполняют однотипные действия строевой подготовки, быстро утомляются.
Список литературы
- Афонина Г.В. Детская общественная организация, как ресурс развития практики патриотического воспитания детей и подростков // Инновац. наука. 2016. № 3. С. 112–114.
- Шаваринский, Б.М., Золотов, И.В. Роль и место военно-патриотического воспитания как важнейшего направления патриотического воспитания молодежи в современных условиях // Воспитание в современной образовательной среде. 2015. С. 101–105.
- Бедулина, Г.Ф. Формы и методы патриотического воспитания молодёжи / Г.Ф. Бедулина // Праблемы выхавання. – Серыя "У дапамогу педагогу". – 2010. – № 4. – С. 14-18.
- Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности : материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии ; Госпогранкомитет ; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь ; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск : ИПС РБ, 2019. – 433 с.
- Кулаков А.А., Чуриков Ю.С. Аспекты патриотического воспитания современной молодежи: состояние проблемы // Вестн. Адыгей. гос. ун-та. Серия 3: Педагогика и психология. 2019. С. 19–24.